Строим своими руками

Рассказы про учителей известных писателей. Исследовательская работа "образ учителя в произведениях русской литературы"

Теме данного образа в литературе во все времена уделялось большое внимание. Профессия учителя — одна из самых ответственных и благородных. Образ учителя играет главную роль на страницах не одного десятка произведений российских писателей. В литературных трудах царской России учитель является человеком, обладающим определёнными знаниями и имеющим одного или двух учеников. После появления школ для крестьянских детей образовалась новая ветвь — репетиторы.

Литература прошлого века наделила учителя высокими моральными качествами, ведь им предстояла большая работа — дать образование безграмотному народу России. Формирование умственных способностей учеников всецело лежало на учителях. Это отражено в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского», где главному герою, для того чтобы получить среднее образование, нужно было одному уехать из своей деревни, так как там образование ограничивалось четырьмя классами, а больше этого у них никто и не знал. В новой школе его лучшим другом стала учительница французского, которую он поначалу даже боялся. «Лидия Михайловна…сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру.. Я шел туда, как на пытку… я в первое время каменел и боялся дышать». И Лидия Михайловна не предала его, как это сделал Тишкин, а пошла на самопожертвование. Именно такие качества как любовь к детям, готовность к самопожертвованию и преданность своему делу отличают учителя двадцатого века. В книге Василия Астафьева «Последний поклон» учитель пришел домой к ученику, чтобы показать фотографию, на которой тот не смог присутствовать из-за болезни, а фотограф в их селении появлялся очень редко, и это было для него очень важно. Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи», описал в своём произведении целый педагогический коллектив, из которого ключ к ребячьим сердцам нашла только Марина Максимовна — учитель словесности. Её ученики ждут с радостью следующий урок: «Вечер сказок Евгения Шварца — помните, всё откладывали?.. Или вечер французской поэзии… Или вам самим нет дела до них? — Да что вы?! Наоборот! Вдвойне охота…». Или же учительница химии, уроки которой являются для них мучением: «Я вообще могу уйти и фармацевтом устроится!…Сколько раз себе даю слово» — заявила Эмма Павловна.

«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» — точно подметил Лев Николаевич Толстой. Эмма Павловна работает по стандартам образования и у неё нет уверенности, что её призвание учитель. А такие учителя, как Марина Максимовна, Лидия Михайловна становятся нам близкими людьми, заменяя чем-то родителей. Таким представился мне образ учителя в русской литературе.

5 ОКТЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
  • Айтматов Ч. Первый учитель: Повести/ Ч.Т.Айтматов; Пер. А.Дмитриева, Ч.Т.Айтматов; А.М.Турков; Ил. Л.Ильина.-М.: Дет.лит., 1967.-206c.: ил.-(Школьная б-ка).-В содерж.: Первый учитель; Джамиля; Тополек мой в красной косынке.
  • Алексин А.Г. Безумная Евдокия: Повести и рассказы.-М.: Дет. лит., 1978.-448 с.: ил.-(Библ. серия).
  • Алексин А.Г. Сигнальщики и Горнисты/ Худож. О.Кривородько.-М.: Современник.-1988.-91 с.: ил., портр.-(Отрочество).
  • Аромштам М.С. Когда отдыхают ангелы: для сред. и ст. шк. возраста/ М.С.Аромштам; ил. И.А.Донец, М.С.Щетинская.-Москва: КомпасГид, 2010.-202c.: ил.-(Дети vs взрослые).
  • Астафьев В.П. Кража: Повесть// Теплый дом: Сб.: В 2т.-М.: Молодая гвардия, 1989.-Т.1: Теплый дом.-С.75-196.
  • Бронте Ш. Учитель: пер. с англ./ Ш.Бронте; пер. Н.Флейшман.-Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, 2011.-316c.
  • Белых Г.Г. Республика Шкид: повесть для ср. школьного возраста/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; Авт. предисл. С.Маршак ; Худож. Н.Тырса .-Л.: Детская литература, 1988.-272с.: ил.-(Библиотечная серия).
  • Белых Г.Г. Республика Шкид/ Г.Г.Белых , А.И. Пантелеев ; худож. А. Журко; авт. послеслов. И.Э.Бернштейн , Д.Козлов, М.Терехова; авт. комм. Д.Дименштейн; Д.Козлов.-Москва: Издательский проект "А" и "Б", 2015.-320c.: ил.-(Руслит. Литературные памятники ХХ века).-Приложения: с.289-319.-12+.
  • Бенджамин А. Доклад о медузах: пер. с англ./ А.Бенджамин; пер. О.А.Варшавер.-Москва: Самокат, 2018.-350c.: ил.-12+.
  • Буйе Р. Всё из-за мистера Террапта: пер. с англ./ Р.Буйе; пер. Т.Иванова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-280c.-(Вот это книга!: от 12 до 15).
  • Горышин Г. Любовь к литературе: повести и рассказы [для ст. шк. возраста]/ Г.Горышин; Худож. В.Топков.-Л.: Детская литература, 1987.-156с.: ил.
  • Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: пер. с англ./ Б.Кауфман; пер. Ю.Жукова, Е.Иванова, С.Шайкевич.-Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008.-287с.: ил.
  • Мой учитель: Рассказы/ Худож. П.Пинкисевич .-М.: Дет.лит., 1989.-112с.: ил.

    Сборник рассказов известных писателей, посвящённых учителю: А.Платонов "Ещё мама"; В.Астафьев "Фотография, на которой меня нет"; Ю.Нагибин "Зимний дуб"; В.Распутин "Уроки французского"; Ф.Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла".

  • Моска Д. 40 чертей и одна зелёная муха: пер. с ит./ Д.Моска; ил. В.М.Минеев; пер. А.Еремеева.-Москва: КомпасГид, 2018.-231c.: ил.-Переиздание книги "Воспоминания о школе" под новым названием.-12+.
  • Мурлева Ж.-К. Третья месть Робера Путифара: пер. с фр./ Ж.-К.Мурлева; пер. Н.Шаховская; ил. В.Попова.-Москва: Белая ворона (Albus corvus), 2019.-141c.: ил.
  • Никитинский Ю.В. Призрак соседнего дома, или 44 приключения Тамарочки Павловны/ Ю.В.Никитинский; худож. Д.Прокопьев.-Москва: АСТ, 2016.-62c.: ил.-(Манюня и другие).-6+.
  • Северина Г.И. Легенда об учителе: повесть/ Северина Г.И.; Худож. И.Дунаева.-2-е изд.-М.: Дет. лит., 1989.-189с.: ил.

    Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря !

  • Парвела Т. Элла в первом классе: пер. с фин./ Т.Парвела; худож. С.Вилхрам; пер. А.П.Сидорова , Е.Тиновицкая .-Москва: Розовый жираф, 2015.-132c.: ил.
  • Терентьева Н.П. Рассказы// Нева.-1997.- №10.-С.123-134.

    Надежда Петровна Терентьева живёт в посёлке Сиверское Ленинградской области, работает учителем в школе.

  • Толстая Н.Н. Рассказы// Звезда.-1998.-№1.-С.6-16.

    Наталья Никитична Толстая - доцент С.-Петербургского университета, специалист по шведскому языку и культуре, пишет рассказы на русском и шведском языках.

  • Томин Ю.Г. А, Б, В, Г, Д и другие: Повесть/ Худож. Ю.Бочкарев.-Л.: Дет. лит., 1982.-183с.: ил.
  • Хайтани К. Взгляд кролика: пер. с яп./ К.Хайтани; пер. Е.Байбикова; худож. Т.Хасегава.-Москва: Самокат, 2010.-316c.: ил.-(Лучшая новая книжка).
  • Шмидт Г. Битвы по средам: пер. с англ./ Г.Шмидт; пер. О.Варшавер; худож. Д.Богданова-Чанчикова.-Москва: Розовый жираф, 2013.-380c.: ил.
  • Штрассер Т. Волна: пер. с англ./ Т.Штрассер; пер. Е.Лавут.-2-е изд.-Москва: Самокат, 2016.-186c.: ил.-(Встречное движение).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И НА ЭТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
  • Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории
  • Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница
  • Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя
  • Баталов В.Я. Шапка - сосна
  • Бикчентаев А.Г. Весна, похожая на крик
  • Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты
  • Близнец В. Женя и Синько
  • Быков В. Обелиск
  • Васильев И.А. Крестьянский сын
  • Вигдорова Ф. Дорога в жизнь; Это мой дом; Черниговка
  • Воронцова Е.А. Нейлоновая туника
  • Гоголадзе Т. Ребята и девчонки
  • Гончар О. Бригантина
  • Горбачев А.М. Сельская учительница
  • Горская А.Б. Инка плюс Дик = ?
  • Железников В.К. Чучело
  • Исарова Л.Т. Задачи со многими неизвестными; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой
  • Искандер Ф. Школьный вальс, или Энергия стыда
  • Каранбаев М. Вот он я - бывалый!
  • Каверин В.А. Школьный спектакль; Загадка; Разгадка
  • Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания
  • Киселев В. Девочка и птицелёт; Любовь и картошка

Школа, учителя, одноклассники… Это важная и незабываемая часть жизни каждого из нас. В День учителя мы, конечно, поздравляем и благодарим тех, кто учит наших детей, тех, кто когда-то учил нас, а также всех своих близких, выбравших эту замечательную профессию.

Про учителей и их труд написано немало и песен, снято много кинофильмов. А мы сегодня вспомним самые известные и просто любимые и добрые книги, посвященные школе и учителям.

Виктор Драгунский

Денискины рассказы: «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Тиха украинская ночь», «Пожар во флигеле или подвиг во льдах», «Фантомас»

Эти веселые и вместе с тем достаточно глубокие истории от лица Дениса Кораблева, ставшего уже школьником, интересно читать даже первоклассникам. Но и их родители с удовольствием перечитывают «Денискины рассказы», снова то сочувствуя Дениске и его другу Мишке, то смеясь над их приключениями. Учителя здесь - персонажи вроде бы и не главные, но их участие в судьбе мальчишек, конечно, велико.


Николай Носов

Витя Малеев в школе и дома

Еще одна веселая, хотя вместе с тем и немного назидательная, книга для младших школьников. Автору знаменитого «Незнайки» удалось очень просто и понятно рассказать о многих ребячьих проблемах. О том, как важна настоящая дружба и взаимовыручка, о том, как организовать свое время и поверить в свои силы, как стать ответственнее и взрослее. И даже о том, как решить трудную задачку! Ну, а учительница - всегда рядом, готовая поддержать и направить своих четвероклассников.


Яков Аким

Учитель Так-так и его разноцветная школа

Менее известная, чем предыдущие, но замечательная сказка, поэтичная и загадочная, веселая и порой очень серьезная. Школа, построенная чудаковатым учителем прямо на лесной поляне из разноцветных кирпичей, необыкновенна. И понятно, что в ней проходят только необычайные уроки - о том, что мы постоянно видим и слышим, но не замечаем, с чем сталкиваемся, но не задумываемся… Здесь как бы ненароком приходится учиться говорить правду, приходить на помощь, просто дружить.


Фазиль Искандер

Тринадцатый подвиг Геракла

Рассказы Фазиля Искандера, наверное, одни из самых смешных произведений для школьников. Хотя смех тут - с большой долей иронии, подводящий к вполне серьезным выводам.
Многим из нас, наверное, встречался в жизни такой же несгибаемый и невозмутимый учитель, как математик Харлампий Диогенович. И кто же, учась в школе, ни разу не попытался увильнуть от вызова к доске!


Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак

Время всегда хорошее

В отличие от большинства книг из нашего обзора, эта сказочная повесть написана совсем недавно, но уже заслужила высокие оценки читателей, как взрослых, так и детей (точнее, подростков - книга именно для них).
На ее страницах встретились два школьных мира: меняются местами мальчик Витя из 1980 года и девочка Оля, живущая в 2018 году. Кроме понятных «технических» проблем,
у героев возникает и немало трудностей в общении, в построении отношений. Оказывается, всего за несколько десятилетий и нормы общения, и школьные уроки, и даже понятие дружбы весьма изменились! Но подростки остались подростками, а учителя учителями…


Владимир Железников

Жизнь и приключения чудака

Две повести, объединенные в одну книгу, предназначены для ребят постарше. Главный герой - ученик шестого (в повести «Тетрадь с фотографиями»), а затем седьмого класса («Женитьба дяди Шуры»).
У нескладного, слабохарактерного, но доброго Бори всё идет наперекосяк. Постепенно, совсем не просто и не гладко, через проживание трудных ситуаций, идет взросление. Приходит и первая любовь, и настоящая ответственность. Наверное, многим взрослым, читающим эту книгу, вспомнятся свои школьные годы, а подростки почувствуют, что это - чуть-чуть и про них.


Юрий Нагибин

Зимний дуб

Небольшой рассказ о молодой учительнице и «неуспевающем» ученике. Как оказалось, этот вечно опаздывающий и отстающий в учебе мальчишка умеет видеть и знает много такого, о чем и не догадываются окружающие. И мы верим, читая рассказ, что для учительницы только начинается путь к настоящему мастерству, к пониманию каждого ребенка.


Виктор Астафьев

Фотография, на которой меня нет

Рассказ, входящий в повесть «Последний поклон» - это, по сути, эпизод из детства самого автора. За внешней сюжетной линией о редчайшем случае в жизни глухой деревни - приезде фотографа для того, чтобы сделать снимок класса - читатель заметит многое. Как всегда у Астафьева, выразительные персонажи и сцены очень ненавязчиво рассказывают и о настоящей дружбе, и о любви родных. И еще - о неравнодушном и понимающем учителе.


Григорий Белых, Леонид Пантелеев

Республика Шкид

Этой, во многом автобиографической, повести, написанной двумя совсем юными выпускниками школы для беспризорных подростков, исполнилось уже 90 лет. Но, хотя те бурные времена ушли в прошлое, приключения мальчишек с непростыми судьбами, а главное, талантливо написанная галерея очень разных педагогов и сейчас захватывают читателя.
Как найти подход к изломанным молодым душам, не знает ни один учитель. Во многом школа держится на личности своего директора, Виктора Николаевича (ВикНикСора).


Антон Макаренко

Педагогическая поэма

Совсем серьезная книга для достаточно взрослых читателей. Это - тоже автобиографическая повесть, теперь от лица педагога, о перевоспитании беспризорников и малолетних преступников. Но здесь и педагогическая система выстраивается достаточно четкая и строгая, и условия жизни в организованной Макаренко колонии весьма суровые и жесткие. И так же, как в «Республике Шкид», успехи сменяются провалами, радости - трагедиями.


Валентин Распутин

Уроки французского

Очень нелегкая повесть о послевоенной деревенской школе. Главный герой Володя ради учебы в восьмилетке живет у чужих людей, голодает и вынужден добывать средства игрой в «чику». Но в центре книги - фигура молодой учительницы французского языка, «нездешнего», аристократического предмета. Она впервые в полной мере сталкивается с такой трудной жизнью, как у Володи, и старается помочь ему всеми средствами. Увы, дорогой ценой…
Книга о настоящем учителе, о взрослении, о нелегком выборе каждого из героев.


Юрий Бондарев

Простите нас!

В завершение нашего обзора - книга в первую очередь для тех, кто уже давно расстался со школой. Она о том, как может влиять на наши судьбы личность учителя. Ведь наши успехи, карьерные и иные - результат во многом труда тех, кто нас учил и воспитывал.
Герой повести Бондарева, Павел Сафонов, много лет не вспоминал о своей учительнице, как и его одноклассники; да и вспомнил-то случайно…
Повесть учит всех нас быть благодарными. Благодарными за непростой труд Учителя.

Введение

Те, у которых мы учимся,

правильно называются нашими учителями,

но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И. Гете

Учитель … Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет…

Платон считал профессию учителя государственной должностью, которая значительнее самых высоких должностей в государстве.

Мой реферат посвящен образу учителя в литературе.

Образ учителя в литературе не является стабильным: он меняется. Мне было интересно выяснить, какие изменения связаны с этим образом в русской литературе.

Поэтому целью данной работы является исследование изменений образа учителя в современной литературе.

Для достижения поставленной цели определены задачи :

Изучить литературу по теме;

Подобрать художественные произведения русской литературы, в которых присутствует образ учителя;

Проанализировать характер изменения образа учителя в литературе.

Предметом исследования являются художественные произведения русских писателей:рассказА.П. Чехова «Человек в футляре», повесть Б. Васильева «Завтра была война», рассказ К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо», рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», повесть Альберта Лиханова «Благие намерения», повесть Василя Быкова «Обелиск», рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Образ учителя в литературе. Три типа педагогов.

На протяжении всей истории литературы тема «Учитель – ученик» была в центре внимания писателей. Учитель, ученик, школа. Эти слова неразрывно связаны между собой. Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы, рисуется пестрая школьная жизнь. Образ учителя является одним из вечных образов мировой и отечественной культуры.

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мёртвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Это строчки из стихотворения А. С. Пушкина «Роняет лес багряный свой убор…» .

О своём любимом наставнике, профессоре Александре Петровиче Куницыне Пушкин писал:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал в нас пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

А вот как говорил Николай Алексеевич Некрасов о Виссарионе Григорьевиче Белинском, которого считал своим учителем:

Белинский был особенно любим...

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Образ учителя встречается во многих произведениях русской классики, которые мы изучали на уроках литературы. Например, в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» один из персонажей – Карл Иванович - учитель главного героя Николеньки и его брата. Он был очень справедливый, помогал отлично усваивать материал. Но Карл Иванович не просто преподавал свой предмет. Он любил своих воспитанников, относился к ним с нежностью, стал своим человеком в доме, дети стали для него родными.

Но был и другой тип учителей, они из тех, кого А. С. Грибоедов назвал «числом поболе, ценою подешевле»: Цифиркин, Кутейкин и Вральман из комедии Дениса Иванович Фонвизина «Недоросль», француз Бопре из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Среди образов педагогов, представленных в художественной литературе можно выделить три типа: «консерватор», «чиновник», «прогрессист».

Глава 1. Учитель-консерватор

Учитель-консерватор: существующие нормы для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерные особенности поведения: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.

Яркий образ учителя-консерватора изображен в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» , даже внешний облик которого говорит о его закрытости: «Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы его от внешних влияний». Главной особенностью Беликова является отрешенность, даже отчужденность от жизни: «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него в сущности те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни». Эти же строки свидетельствуют его «застревании» в прошлом, нарушенном восприятии времени. Страх «как бы чего не вышло» угнетает, препятствует развитию, а смыслом жизни для чеховского героя обладают только «циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь» . При таких условиях не только самоосуществление невозможно, невозможна сама жизнь.

Глава 2. Учитель-чиновник

Другой широко распространенный тип – чиновник. Это учитель, который соблюдал все свои обязанности, но с большой долей формализма. Казенно-рутинное отношение к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете.

Именно таким учителем-чиновником является завуч Валентина Андроновна в повести Б. Васильева «Завтра была война», чья «массивная фигура источала строгость и целеустремленную готовность следовать самым новейшим распоряжениям и циркулярам». Ученики, дав ей звучное прозвище «Валендра», «не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции». Валентина Андроновна четко разграничивала время «до» прихода нового директора – прошлое и настоящее – «при новом директоре», который «похерил» все распоряжения гороно, чем вызвал ее недовольство. Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила. Заветной мечтой Валентины Андроновны было не просто властвование «над умами и душами строптивого 9 «Б», а общественное благо, поэтому она терпеливо ждала, пока ее школа находится в руках «авантюриста». Но та дистанция, которую «Валендра» установила с классом, постепенно выросла в пропасть, «дисциплину отрицания, тишину полного отстранения, и она с болью поняла это. Класс решительно обрывал все контакты со своей классной руководительницей, обрывал, не скандаля, не бунтуя, обрывал спокойно и холодно. Она стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали не любить».

Глава 3. Учитель-прогрессист.

Третий, любимый тип учителя – прогрессист, как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Таким педагогам свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы.

Подлинным учителем-прогрессистом, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 Б класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин из повести «Завтра была война» Б. Васильева. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались. Николай Григорьевич Ромахин «носил широченные галифе, мягкие шевровые сапоги "шимми" и суконную гимнастерку с огромными накладными карманами, был по-кавалерийски шумлив, любил громко хохотать и чихать на всю школу». Он считал, что «жить надо не распоряжениями, а идеями», поэтому «за демократизм и простоту, может, за шумную человеческую откровенность, а может, и за все разом любила директора школа». Но это были любовь и уважение к человеку, который своими поступками доказывал бесценность человеческой жизни. В принципе можно сказать, что инициатором всех возрастных изменений героев невольно стал новый директор школы. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Учитель Черпунов, герой рассказа К. Паустовского «Вода из реки Лимпопо» обучая детей, не объяснял им значения предметов и не наполнял готовыми смыслами сознание учеников, его главной задачей было пробуждение эмоций, «рождающих смысл». Примером может служить его способ преподнесения материала: «он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него - третье, а в третье - четвертое. Потом он говорил: - Запомните: это Азия, в Азии - Аравия, в Аравии-город Аден, а в Адене сидит англичанин».

Вспоминая свое детство, писатель рассказывает о том, как старый учитель географии Черпунов демонстрировал залитые сургучом бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря» и так далее - из Волги, Рейна, Темзы, из озера Мичиган и из Мертвого моря. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.- Смотрите, - он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта». Рассказ К. Г. Паустовского имеет неожиданный конец. «Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:- Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? - Ну, как же! - ответили мы. - Великолепно помним.- Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией»

Глава 4. Уроки человечности.

Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести Валентина Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш» Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Альберта Лиханова «Благие намерения» . Главная героиня Надежда Георгиевна привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. «Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всего человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, - понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал. А если испытал?»

Всё значение последнего вопроса Надя поймёт много позже, убедившись на примере нескольких детских драм «Не голод, не война. Не трудно, в общем, жить. И что? Дети без родителей – вот они, у меня за плечом». «Катастрофы, беды, смерти – это осознать можно, без них мира нет, - мысленно соглашается Надя. – Но сиротство – оно непостижимо, потому что так просто: детям – всем детям! – нужны родители, если даже их нет».

Надя выступает с простой и на первый взгляд, очевидно, гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. « … Я верю, что сострадание – в человеческой природе… Без него трудно оставаться человеком», - говорит она. Эта Надина уверенность даёт ей право надеяться на успех эксперимента.

И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв, «На полтора дня отдать детей! Казалось, какое благо! – заметит Надежда Георгиевна несколько недель спустя после начала её почина. – Но полтора дня – это очень много. Там, за пределом моего взгляда, рождалась надежда. И рождалась любовь».

Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда Георгиевна отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение.

Глава 5. Подвиг учителя

Нравственный облик педагога наиболее полно раскрыт в героической повести «Обелиск» белорусского писателя Василя Быкова . Автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза, повешенном немцами в ходе оккупации Белоруссии. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А. И. Мороз, человек с большой буквы. Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Ткачука, присутствующего на похоронах учителя Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми.

И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что учителям приходилось нелегко, но они самоотверженно трудились, обучая юное поколение, жители деревни относились к ним с благоговением. Основными причинами такой популярности учителя представляются его вежливость, уважение к жителям, гуманность, активность, доброта, интеллигентность, коммуникабельность и искренность.

Глава 6. Исследование «Учитель глазами современного школьника»

Образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Каждое изменение реальности отражается в литературе.

Как известно, в различный исторический период времени ученики вкладывали свое особое содержание в понятие «образ учителя». Поэтому мне интересно было узнать, каково представление современного школьника об учителе. Для этого было проведено исследование «Учитель глазами современного школьника».

Подобное исследование уже проводилось М.М.Рубинштейном (Моисей Матвеевич Рубинштейн - русский, советский психолог, педагог и философ. Организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета в Иркутске) в конце 1925 года. Он проводил анкетное исследование среди учащихся московских школ, и его интересовало, «что ученики думают об учителе, как они оценивают те свойства, которые входят в структуру учителя». Он предлагал детям три вопроса:

1. Какой учитель хороший и почему?

2. Какой учитель плохой и почему?

3. Какую профессию Вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

В исследовании М.М.Рубинштейна участвовало 1071 человек.

Мое исследование проводилось среди учащихся разных возрастов МБОУ «СШ № 46» в феврале 2013 года, в котором участвовало … человек (7А, 8А, 11Б).

Кроме основной задачи моего исследования – получение представления современного школьника об учителе, мне интересно было сравнить полученные результаты с результатами М.М.Рубинштейна, и посмотреть, изменилось ли это представление с течением времени (со времени исследования М.М.Рубинштейна прошло 88 лет).

Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Типы ценностей

Обучающиеся

7 класса

Обучающиеся

8 класса

Обучающиеся

11 класса

Доброта

Справедливость

Требовательность

Готовность помочь

Эмоциональность

Увлеченность предметом

Профессионализм

1. Требовательность, справедливость учителя наиболее актуальны для учащихся 11 класса.

2. Такие качества учителя, как: доброта, сердечность, готовность помочь актуальны для обучающихся всех возрастных категорий.

3. Учащиеся считают, что учитель должен быть живой, эмоциональный человек, обладающий душой.

4. Старшеклассники выделили как важное качество учителя его профессионализм, эрудицию, увлеченность предметом.

В ходе исследования мы пришли к пониманию того, что в юношеском возрасте отношение к учителям становится более сложным. В образе учителя на первый план выходят его индивидуальные качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга и профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания.

Учитель, как и 88 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, справедливым.

3аключение

Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Быть учителем – это не просто вид деятельности – это призвание.

Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей. И учительская профессия (как никакая другая) – одна из самых ответственных и благородных. Слово учителя пропитывает все сферы нашей жизни – и политику, и экономику, и культуру, и личную жизнь человека. Нравственные устои, которые лежат в основе всей государственности, зависят прежде всего от учителя. Человек своим трудом может преобразовать природу. Но труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

Учитель должен быть:

У мным

Ч еловечным

И нтеллектуальным

Т алантливым

Е диномышленником

Л юбящим своё дело

Ь

Библиография

    Библиотека юношества. Школьная пора. Повести, Москва, «Молодая гвардия», 1981

    Быков, В.В. Обелиск: повесть / В.В. Быков; М.: Мол. Гвардия, 1985.

    Васильев, Б. Л. Завтра была война: роман, повести / Б. Л. Васильев. – М. : Вагриус, 2007.

    В.Распутин. Повести и рассказы. М., 1996.

    Интернет-ресурсы

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&

http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php

    Лиханов, А. А. Благие намерения: повести / А. А. Лиханов. – М. : Мол. гвардия, 1981.

    Печерикина Л.Н. Учитель глазами современного школьника. – М., 2004.

    Рубинштейн М.М. Проблема учителя / М.М. Рубинштейн. – М.: Академия, 2004.

    Чехов, А. П. Человек в футляре; Учитель словесности: рассказы / А. П. Чехов // Чехов А. П. Рассказы. Повести. Пьесы. – М. : Олимп; АСТ, 2001.

    Школьные истории, веселые и грустные: рассказы / сост. З. Короза. – М. : Дет. лит., 1989.

Антипина Ксения Анатольевна

Научно-исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Сегежского муниципального района.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7.

Научно- исследовательская работа

по теме

Образ учителя в художественных произведениях.

Выполнила Антипина Ксения Анатольевна

Руководитель: Фитисова Татьяна Анатольевна

учитель по русскому языку и литературе.

г.Сегежа

«Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:

не забывай, что рядом с тобой человек».

В.А.Сухомлинский.

«Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не

уважает себя».

Ф.М.Достоевский .

План

  1. Введение.
  1. Образ учителя в художественной литературе.

А) Недовольство обывательским существованием и душевная смиренность перед пошлостью жизни в произведениях С.Т.Аксакова и А.П.Чехова.

Б) Героико-патриотические образы учителей в повести Ч.Айтматова «Первый учитель» и рассказе А.Платонова «Песчаная учительница».

В) Особенности нравственных устоев педагогов в военное и послевоенное время в повестях В.Распутина «Уроки французского» и В.Быкова «Сотников».

Г) Образы современных учителей в повестях Ю.М.Полякова «Работа над ошибками» и Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое».

  1. Заключение.

4) Список литературы.

Исторические, экономические и социальные причины возрождения образования в России.

Раскрывая тему моего исследования, невозможно было не обратиться к причинам возрождения образования в России.

«В 1725 году открылась Петербургская академия наук. Петр I не дождался ее открытия. Позже его будут упрекать, что он начал дело образования «сверху» - с академии, а надо было с народной школы. Но история показала правоту Петра: к тому времени в России уже были ученые, которые могли подготовить учителей. 20 лет спустя в академии, основанной Петром, появился первый профессор М.В.Ломоносов. Ломоносовскую формулу «Через ученье – к счастью» можно большими буквами высечь на фасаде любой школы.

Первая учительская семинария, готовящая учителей начальной школы, была открыта в Петербурге в 1786 году. После Октябрьской революции она была преобразована в педагогические курсы, затем в педагогический техникум, педагогическое училище».

Энциклопедический словарь.

Москва, 1964 год.

Издательство «Советская энциклопедия».

Том 2, стр.263.

России нужны были образованные люди, умеющие работать на производстве. С другой стороны, каждый из занимавших русский престол, начиная царствовать, пытался найти меры, которые охраняли бы самодержавную власть от угрозы со стороны просвещения.

«Еще в начале 19 века при слове «учитель» в сознании людей возникал обычно образ приезжего немца или француза, или полуграмотного дьячка.

Школы были крохотные:

Крестьянские;

Гарнизонные;

Монастырские;

Городские;

Фабричные;

Приходские;

Лесные и другие.

В 1910 году показатель образованности на 100 человек населения составлял:

В Англии- 17,2

В Германии- 17,1

Во Франции- 14

В Бельгии- 12

В Италии- 8

В Румынии- 7

В России- 4,6. Это самый низкий показатель в Европе».

Соловейчик Самуил Львович

«Час ученичества» стр.179.

Но уже в конце 19 века профессия учителя была признана общественным мнением благородной и уважаемой.

Учитель предстал перед всеми образованным и бескорыстно служащим народу человеком. Он не просто обучал грамоте, он растил новые поколения. Россия нуждалась в образованных людях, поэтому стала расти сеть школ и гимназий.

«Почти все известные русские поэты и писатели в какое-то время своей жизни работали учителями:

Гаврила Романович Державин Иван Андреевич Крылов учил

долгие годы учил и экзаменовал детей князя Голицына.

детей у себя дома.

Николай Васильевич Гоголь Иван Сергеевич Тургенев

преподавал историю и географию. учил грамоте в учрежденной

Им школе.

Иван Александрович Гончаров Николай Алексеевич Некрасов

был домашним учителем в семье обучал грамоте крестьянских

Художника. детей в открытой им школе.

Лев Николаевич Толстой

создал школу в Ясной Поляне,

его дочери обучали детей».

С.Л.Соловейчик «Час ученичества» стр.126

Этот список можно продолжить, упомянув Антона Семеновича Макаренко, Алексея Максимовича Горького и многих других.

О великих педагогах, учительских династиях в России писал Соловейчик Симон Львович – педагог, журналист, психолог - в своей документальной книге «Жизнь замечательных учителей», которую я советую всем для полезного чтения.

Недовольство обывательским существованием и душевная смиренность перед пошлостью жизни в произведениях С.Т.Аксакова и А.П.Чехова.

Прочитав несколько десятков художественных произведений, где непосредственно рассказывается об учителях, я решила остановиться на наиболее (на мой взгляд) характерных образах учителей.

Об учителях в дореволюционной России нас знакомят Антон Павлович Чехов в рассказе «Человек в футляре» и Сергей Тимофеевич Аксаков в произведении «Воспоминания. Гимназия».

А.П.Чехов С.Т.Аксаков

С раннего периода своего творчества А.П.Чехов обличает пошлость, лицемерие, мещанство.

В произведениях конца 80-х и 90-х годов 19 века писатель рисует идейные искания русской интеллигенции. Его герои (артисты, художники, врачи) ищут себя в деле, некоторые тщетно.

Первый шаг в раскрытии этой теме писатель делает еще в раннем произведении «Учитель словесности». А в 1898 году выходит его «маленькая трилогия», в первой части которой автор описывает утрированный образ Беликова – «футлярного» человека, учителя греческого языка.

«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Не случайно Чехов уделяет особое внимание портрету героя. При помощи характеристики быта, костюма Беликова автор показывает его истинное лицо, раскрывает его душу, внутренний мир.

Футляр обволакивает мозг, контролирует его мысли, подавляет его положительные начала. Это уже не человек, а механизм.

Страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает всем окружающим и, естественно, ученикам.

Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. И взрослые, и дети подчиняются ему. Он подозревает всех, и ему никто не доверяет. Он не может никого полюбить по-настоящему, и его никто не полюбил.

С появлением в городе свободных личностей в лице нового учителя Коваленко и его сестры Вареньки заканчивается господство Беликова. Он умирает. Создается впечатление, что герой «именно ради этого и жил, наконец, он положен в футляр, из которого никогда не выйдет. Выражение лица было кротким и даже веселым».

И в день похорон шел дождь, все учителя «были в калошах и с зонтиками», как бы продолжая традиции умершего.

Что ждет этих людей, ведущих «футлярный» образ жизни? Конечно, неизбежное одиночество, страшнее которого ничего нет.

Развивая мысль Чехова, понятно, что «футляр» - это обобщенный образ всей России с ее государственным режимом.

Для выразительности образа Беликова автор использует различные изобразительно-выразительные средства. Особая живость языка автора, его эмоциональность делает рассказ доступным и понятным.

«Больше жить так невозможно» - ключевая фраза произведения. До этого прошли годы, выросло целое поколение людей, не способных вести других к лучшей жизни, трусливых, неграмотных, духовно пустых. И эти люди совершеннолетними вступили в новую эпоху России – 19 век.

Сергей Тимофеевич Аксаков «Воспоминания. Гимназия».

С 8 лет маленькому Сереже предстояло обучение в гимназии вдали от дома в г.Казани. После материнского тепла и ласки казенный дом казался ребенку каторгой. Болезненный и робкий, замкнутый он долгое время не мог привыкнуть к насмешкам мальчиков, от которых его не могли оградить ни надзиратели, ни влиятельные педагоги.

Главный надзиратель Николай Иванович Камышев, которого боялись все без исключения больше, чем директора, Сережу не взлюбил без всякой причины, сделался его гонителем.

«Я возненавидел в душе гимназию, ученье и решил по-своему, что оно совершенно бесполезно, и, что от него все делаются негодяями», - думал маленький человек.

Сколько он пережил страхов, унижений перед тем, как однажды «поднял глаза, и видно в них так много выражалось внутреннего чувства оскорбленной детской гордости, что Камышев отвернулся».

Василий Петрович Упадышевский, учитель словесности;

Иван Ипатович Запальский, преподаватель физики;

Григорий Иванович Карташевский, учитель математики.

Благодаря этим учителям Сережа уже через 6-7 месяцев вспоминает: «Я уже горячо любил гимназию, учителей, товарищей. Меня не смущала суматоха и беготня, болтовня, хохот, крики».

Это был далекий 1804 год. А через 20 лет русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков опишет свои воспоминания о годах учения в гимназии в знак благодарность за свое становление.

Рассказы о гимназии написаны от первого лица. Смотря на портрет писателя, внешне строгого, серьезного, сильного, умного трудно представить его мальчиком, переживающим тяготы школьной жизни.

Воспоминания так ярко описаны, что невольно хочется стать его защитником, погладить по голове, успокоить, приласкать.

Детские воспоминания Аксакова описаны и в повести «Детские годы Багрова - внука». Кроме исторических фактов и семейном укладе, достоверно описаны все герои и сам автор.

Героико-патриотические образы учителей в повести Ч.Айтматова «Первый учитель» и рассказе А.Платонова «Песчаная учительница».

На заре становления школы стали появляться другие учителя, которые имели нравственную связь с новым поколением.

Живые легенды о таких учителях описали Чингиз Торекулович Айтматов в повести «Первый учитель» и Андрей Платонович Платонов (Климентов) в произведении «Песчаная учительница».

Ч.Т.Айтматов А.П.Платонов

Повесть «Первый учитель» - небольшое произведение. Сложный авторский замысел, социальные и психологические проблемы затрагивают события прошлого нашей страны. В условиях и обстоятельствах, в которых пришлось работать Дюйшену, его труд – подвиг.

События переносят читателя в маленький глухой аул Киргизии, где сложились вековые традиции тьмы и отсталости. Бывшая ученица Дюйшена Алтынай поняла «ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит детей».

«Я думаю устроить школу – с вашей, конечно, помощью – вон в той старой конюшне, что стоит на бугре»,- предлагает Дюйшен дехканам.

Сын бедняка страстно берется за дело:

Чистит заброшенную конюшню;

Сам ищет дрова для отопления и сам топит печь;

По утрам собирает детей по дворам и ведет в школу;

Мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай;

Пробуждает в аульских детях жажду к знаниям;

Положительно влияет на взрослое население аула Куркуреу;

Учит отсталый аул думать и чувствовать по-новому, видеть будущее.

Автор не просто влюблен в Дюйшена. Среди десятков персонажей он главный герой. Он лично ответственен за все, что было, что есть и будет, что может случиться с людьми. Он человек дела, человек напряженной мысли, он не допускает просчета на трудном пути.

Почти сто лет прошло с тех пор. Читая повесть, по-новому ощущаешь уважение и гордость к людям, которые причастны к великим событиям прошлого. И сегодня этот образ реален и понятен современному образованному человеку, понятен его титанический труд и мужество.

Кроме того, повесть «Первый учитель» - повесть о любви. У Айтматова несколько повестей о любви: «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке». Они читаются легко, запоминаются надолго.

Повести Ч.Айтматова учат чувствовать, сопереживать, любить, негодовать, грустить и восхищаться.

А.Платонов «Песчаная учительница».

«Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, истинное благородство человека, честность, чистая совесть»,- так сказано у В.Даля.

А.Платонов писал: «Я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Его своеобразие, высокоталантливое творчество посвящено русскому рабочему человеку. Он сам брался за все, и все у него получалось. У Платонова нет простых, примитивных людей. Они – подвижники, они вкладывают свою судьбу в общее, ставшее для них своим, дело.

С особой признательностью этот человеческий тип раскрыт автором в рассказе «Песчаная учительница». Мария Никифоровна Нарышкина - дочь учителя, ей 20 лет, после окончания педагогических курсов назначена учительницей в село Хошутово, которое было обречено на вымирание из-за напора безжалостных песков пустыни.

Сельчане голодали, к школе были равнодушны, труд педагога не вызывал у них интереса. И тогда молодая учительница написала большое заявление в отдел народного образования с просьбой выделить специалиста по борьбе с песками в их село. Бедняки не поверили ей, но заявление подписали. Мария Никифоровна поехала в город. В округе ее просьбе удивились, улыбнулись, дали специальную литературу и посоветовали самой преподавать песчаное дело.

В селе закипела работа:

Сообща посадили шелюговые посадки;

По берегам арыка заземлили огороды;

У школы высадили сосновый питомник;

Крестьяне научились плести корзины, мебель из прутьев, делать ящики;

Бедняки научились зарабатывать деньги;

Жизнь в селе стала спокойнее и пустыня зазеленела.

«Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым городом, а не школой»,- выразил ей свою благодарность заведующий округом. Удивительно, что двадцатилетняя учительница поняла, что настоящее воскрешение народа – это не только его сытость, не просто житейское благополучие и защищенность от жестоких стихий природы, но и вовлечение людей в общую работу с этой стихией. Она сумела организовать эту работу и справилась с ней.

В январе этого года отмечалось 60-летие со дня смерти Андрея Платонова. Умер он в 52 года, оставив после себя прекрасные повести и рассказы о простых людях. На телеканале «Культура» в память о писателе прошел цикл передач с участием благодарных читателей, которые высоко ценят его даровитость, беспокойство души, жадные до работы руки. Он похож на своих героев, а они – на него.

Особенности нравственных устоев педагогов в военное и послевоенное время в повестях В.Быкова «Сотников» и В.Распутина «Уроки французского».

«Первым при встрече с учителем здоровается ученик, преклонив голову. И чем старше становится он, тем ниже наклоняет голову, быть может уже седую»,- писал Симон Львович Соловейчик в письмах к молодежи.

Как не преклонить голову перед памятью о наших земляках, живших в далекие военные и послевоенные годы.

Образы молодых людей: учительницы Лидии Михайловны и учителя, командира Красной Армии Сотникова раскрыли нам Василий Владимирович Быков в повести «Сотников» и Валентин Григорьевич Распутин в рассказе «Уроки французского».

В.В.Быков В.Г.Распутин

Повесть «Сотников» - героическая повесть. Главный герой совершает поступок, который называется подвигом. Это повесть о достойной жизни достойного человека, неспособном изменить себе и своим принципам.

Окончив двухгодичный учительский институт, работал учителем в школе. До войны он не мог представить себя, уничтожающим что-либо. Оказавшись на поле боя, разнес вдребезги три вражеских танка. Был контужен. Дивизия разгромлена. «Сотников не помышлял о работе в тылу. Он делал третью попытку пробиться через линию фронта и не допускал мысли, что может оказаться вне армии».

Волею судьбы попал в партизанский отряд, должен выполнить задание командира вместе с другим партизаном Рыбаком. Автор постоянно сравнивает молодых людей: разные по происхождению, по образованию, по состоянию здоровья, по убеждениям они попадают в плен к врагу. Предстоит допрос. Сотников «… раненый, собрал в себе все, на что еще было способно его обессиленное тело и, помогая себе винтовкой, с огромным усилием передвигал ноги». Таким он предстал перед следователем. «Я- партизан. Это я ранил полицая. Рыбак и другие здесь ни при чем. Берите одного меня», - тихо сказал он. Все присутствующие опешили.

«А вы хотите жить? Вы согласны вступить в полицию?» - спросили у Рыбака. «Согласен», - со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак. «Сволочь!» - как удар стукнул его по затылку злой окрик Сотникова.

Приказ начальника был жесток – смерть через повешение. «Свою смерть, какой бы она не была, он должен встретить с солдатским достоинством»,- это стало главной целью последних минут жизни Сотникова.

Его бывший товарищ Рыбак, поддерживающий чурбан, на котором стоял Сотников на эшафоне, прошептал: «Прости, брат». «Пошел к черту!»- отрезал Сотников.

Идея повести – выбор, который в любое время только и спасает в человеке человека. Война делает этот выбор трагичным, мирная жизнь заменяет трагизм драматизмом. Все зависит от человека, от его устойчивых черт характера.

В.Распутин «Уроки французского».

Сюжет рассказа В.Г.Распутина прост – несколько эпизодов из жизни обычного сельского мальчика и его учительницы. Нелегкая судьба и голод заставляют ребенка связаться с местными подростками, которые играют «на деньги». Его обманывают, унижают, обижают, он не хочет мириться с обманом и несправедливостью детей, но приходится играть – ему просто нечего есть, он голодает. Выигранные деньги тратит на хлеб и молоко. Другого выхода у него нет.

Узнав об этом, учительница французского языка Лидия Михайловна пришла к нему на помощь. Под видом необходимости дополнительно заняться французским языком, учительница приглашает ученика домой. В доме Лидии Михайловны ему было комфортно и уютно. Герой проникается доверием к своей учительнице. Через некоторое время женщина предлагает мальчику сыграть «в пристенок» на деньги.

«Что Вас побудило? Вот именно, что побудило?» - спрашивает Лидию Михайловну директор школы, когда узнает об этом. Учительница повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Из школы ее уволили, так и не поняв, что ее побудило играть на деньги с учеником.

Пострадала Лидия Михайловна за то, что помогла ребенку освоиться в жестоком и суровом послевоенном времени.

«Я больше никогда не видел ее. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла по почте посылка. В ней аккуратно рядами лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинке», - вспоминает мальчик.

В своей основе рассказ автобиографический. В нем четверть века спустя писатель воскресил школьные годы своей жизни, детали послевоенного быта, черты своего мальчишеского характера.

Естественно, мне захотелось узнать биографию Распутина. Оказывается, в юности он серьезно готовился стать учителем, радовался этому и гордился этим.

Лидия Михайловна и Сотников – учителя. Мы это знаем, но нет сведений о методиках их преподавания, о месте в коллективе других учителей, о личной жизни и пристрастиях молодых людей. Но, несомненно, такие черты характера как великодушие, умение взять на себя чужую боль, терпение, присущие Лидии Михайловне и Сотникову, предполагаются и автором, и читателем как ведущие черты характера настоящего учителя.

Искусство слова – художественная литература заставляет задуматься о человеческой жизни, формирует мировоззрение, развивает литературный вкус.

Образы современных учителей в повестях Н.З.Соломко «Белая лошадь – горе не мое» и Ю.М.Полякова «Работа над ошибками».

Идея художественного произведения включает оценку автора изображенных им событий. Но не всегда присутствует чувство автора, иногда он старается его скрыть, чтобы предоставить возможность читателю самому определить отношение к герою или ко всему произведению.

Такая идея просматривается у Натальи Заревны Соломко в повести «Белая лошадь – горе не мое» и у Юрия Михайловича Полякова в повести «Работа над ошибками».

Ю.М.Поляков

Сюжет повести «Белая лошадь – горе не мое» автор Н.З.Соломко сосредотачивает вокруг главного героя Александра Арсеньевича, которого раскрывает в пределах немногих событий-эпизодов. «Несолидный, маленький, легкий, узкоплечий, уши торчат, хохол на макушке. Мальчик. Школяр»? – знакомит нас автор. Тем не менее, он учитель, сын учителей; отец – директор школы, мать – филолог.

Александр Арсеньевич с детства мечтал быть путешественником. На семейном совете его решение поступать в горный институт было резко осуждено: учиться надо на учителя. Но Саня своего решения не изменил: «Хватит мною командовать! Хватит решать за меня, как мне жить и что мне делать. Я уже вырос, вы не обратили внимания?» Но через год перешел в педагогический институт.

Положительный пример родителей-педагогов повлиял на взгляды сына. Не сразу ученики приняли нового учителя географии. Тысячу раз приходилось молодому учителю бормотать магическое заклинание, с детства отводившее от него несчастья маленькие и большие. Один знакомый человек научил: «Плохо тебе, а ты возьми и скажи быстренько (но так, чтобы никто не слышал): «Белая лошадь – горе не мое». И все пройдет». И все проходило.

Теперь заклинание не помогало. Не помогало, потому что он сам сознательно подставлялся под маленькие и большие беды. Здесь заклинание не помогало. Александр Арсеньевич не сдавался и через месяц-другой члены географического кружка всю неделю жили ожиданием субботы. По субботам в любую погоду, в любом составе, не смотря ни на что, они отправлялись в поход.

Надо было устраивать зимнюю стоянку, расчистить исток речки Ути, основательно замусоренной «дикими» туристами. Надо было готовиться к соревнованиям по ориентированию. «Ну и просто хотелось в лес».

Интереснейшие уроки, забота о каждом ученике, собеседования с родителями и многое, многое другое сделали свое дело. «Когда после перемены в класс входил Александр Арсеньевич, все видели в нем маленького величественного человека, который хочет и может защитить и нерадивого Шамина, и безнадзорных Петушковых, и второгодника Вахрушева, и… себя.

И началась вдруг у учителя географии новая жизнь, как-то сама собой началась… И чем дальше, тем больше жил Александр Арсеньевич поперек детского спасительного заклинания – белая лошадь брела рядом с ним.

Повесть написана легко, с большим уважением к учителю. Другая повесть Соломко «Если бы я был учителем» не менее интересная и поучительная.

Ю.М.Поляков «Работа над ошибками».

Повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками» тоже об учителе, о школе. Герой повести Андрей Петрушов молодой журналист, временно устроившийся преподавателем русского языка и литературы в школу. Он высок, красив, носит модные очки, умеет быть деликатным, насмешливым, знает себе цену.

Учитель пытается приблизить к себе учеников на уроке разнообразной литературой, считая, что именно художественная литература прежде всего действует на чувства, воображение, мысль. Но все тщетно. «Я чувствую себя брошенным»,- говорит о себе Андрей.

В описанном педагогическом коллективе слишком много недостатков. Суровая будничная реальность, отсутствие положительного образа учителя, проявление негативных явлений в школе и другие обстоятельства приводят к мысли – учительство в упадке.

Стать учителем непросто. Опыт приходит не сразу. В итоге герой не становится ни хорошим педагогом, ни талантливым журналистом.

В образе Андрея Петрушова мы видим лишь задатки личности, но он не в силах их развить. Не мог он справиться с трудностями, которые встречаются в школе и решил покинуть школу.

Я прочитала еще одну повесть Полякова «Сто дней до приказа», где отражаются те же негативные процессы в армии. Автор видит свой гражданский долг писателя указать обществу на духовное вымирание в школе и в армии. Но разве на этом заканчивается гражданский долг человека?

В обеих повестях нет прямых выводов в отношении главных героев. Их должен сделать читатель. Но таким как Петрушов, для которых «учение или, как теперь принято говорить, учеба, это, по-моему, многолетняя изнурительная война, которая начинается 1 сентября, с переменным успехом идет весь год»,- в школе не место.

Значение художественной литературы в воспитании людей, в развитии их литературного вкуса.

Писатель должен участвовать в создании духовного мира человека, он не может пройти мимо тем воспитания и тех, кому это поручено - учителей и родителей. Убедительны в этом отношении и перечисленные мною герои и те, которых представляют В.Ф.Тендряков в повести «Ночь после выпуска», А.А.Лиханов в повести «Благие намерения» и многие другие авторы русской и зарубежной литературы.

Одни становятся педагогами, потому что в детстве они видели очень хороших педагогов и хотели подражать им. Другие, наоборот, становятся учителями, потому что в детстве их учили плохо и захотелось самим найти лучшие способы воспитания и обучения.

У каждого человека (каждый был школьником) в школьные годы были примеры для подражания, в большинстве случаев это учителя. Есть мнение, что все (во всяком случае, девочки) в начальных классах хотели стать учителями, глядя на свою первую учительницу. Так было и у меня. Моя первая учительница Любовь Михайловна Назарчук – пример великодушного, умного человека, настоящего учителя.

Детей стали больше и лучше воспитывать в семье. Школьники рано взрослеют, по-другому смотрят на будущее. Значит, нужны новые открытия в педагогике. И все-таки, какие бы новшества не появлялись в школе, у каждого сохранится уважение в школе, к ее традициям, к самому простому, основному: к учителю, к ученику.

Я получила большое удовлетворение и удовольствие, исследуя тему «Образ учителя в художественной литературе».

Список литературы.

  1. Ч.Айтматов «Избранное». Издательство «Правда». Москва, 1983 год.
  2. С.Т.Аксаков «Воспоминания». Лениздательство, 1984 год.
  3. В.В.Быков «Повести». Издательство «Детская литература». Москва,1988 год; «Избранные произведения». Издательство «Школьная библиотека». Москва, 1990 год.
  4. Н.Огнев «Дневник Кости Рябцева». Издательство «Советская Россия». Москва, 1989 год.
  5. А.П.Платонов «Избранное». Издательство «Правда». Москва, 1983 год.
  6. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками». Издательство «Школьная библиотека». Петрозаводск, 1990 год.
  7. В.Г.Распутин «Уроки французского». Роман газета №1. Москва, 1989 год.
  8. С.Г.Семенова «Валентин Распутин». Издательство «Советская Россия». Москва, 1987 год.
  9. С.Л.Соловейчик «Час ученичества». Издательство «Детская литература». Москва, 1970 год.
  10. Н.Соломко «Белая лошадь- горе не мое». Издательство «Детская литература». Москва, 1998 год.
  11. А.П.Чехов «Повести и рассказы». Издательство «Художественная литература». Москва, 1960 год.