Строим своими руками

Дефекты текстильных полотен. Их характеристика и причины возникновения

Дефекты тканей

Дефект -- каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Для текстильных материалов за дефекты, принимают неволокнистые включения и пороки внешнего вида.

Для волокон это "голодная тонина" шерсти, "склейки" химических волокон, "роговидные (перезрелые)" хлопковые волокна, "шишковатость" волокон льна и т.п. Для нитей - резкие утолщения и утонения по ее длине.

Для тканей - отсутствие основных и уточных нитей, нарушения переплетения, пороки печати и отделки и т.п. Для большинства текстильных материалов дефекты принято называть пороками.

Дефектное изделие - это то, которое имеет хотя бы один дефект.

Для текстильных изделий, например, тканей дефектными считают те, которые по тем или иным критериям отнесены к браку.

Брак - продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.

Различаются следующие виды дефектов.

Явный дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

К явным дефектам относятся пороки текстильных материалов, которые учитывают при оценке их качества. Номенклатура этих пороков может измениться в зависимости вида и назначения материала.

Скрытый дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

К скрытым дефектам текстильных материалов могут быть отнесены пороки, проявляющиеся при их переработке и эксплуатации изготовленных их них изделий. Например, дефекты намотки нитей на бобины, вызывающие повышенную обрывность, "пережог" ткани при отделке, приводящий к ее преждевременному разрушению при эксплуатации и т.п.

Критический дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически не возможно или недопустимо.

К таким дефектам, например, относятся недопустимые пороки внешнего вида ткани: дыры, масляные пятна, отсутствие уточных о основных нитей на протяженном участке, отсутствие рисунка на набивных тканях и т.п.

Значительный дефект, который существенно влияет на использование продукции и (или) на ее долговечность, но не является критическим.

Например, для тканей значительным дефектом являются распространенные пороки внешнего вида, по которым она переводится в пониженный сорт: полосатость по основе и утку, разнооттеночность, зебристость, муаровый эффект и т.п.

Малозначительный дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность. Это пороки текстильных материалов, допускаемые с ограничениями. Например, содержание растительных или минеральных засорений в волокнистой массе в пределах, предусмотренных нормативной документацией. Незначительное утолщение нитей, допустимые пороки внешнего вида тканей и т.п.

Устранимый дефект, устранение которого технически возможно или экономически целесообразно.

Неустранимый дефект, устранение которого технически невозможно или экономически невыгодно. Некоторые пороки внешнего вида тканей, например местные недопустимые, устраняют путем их вырезания или отмечают условным вырезом. Возможно устранение отдельных пороков за счет штопки, что и делается для шерстяных тканей. К неустраненным порокам внешнего вида тканей относятся распространенные пороки по всему куску, особенно сырьевые: засоренность частицами коробочек и семян для хлопчатобумажных тканей, кострой - для льняных, пилкой - репьем - для шерстяных тканей и т.п. Эти пороки внешнего вида тканей практически невозможно устранить в готовой продукции.

Пороки внешнего вида тканей

порок Вид порока Описание Этап производства, при которых возникает порок
Засоренность Шишковатость Зебристость Утолщенная нить Близна Пролет Подплетина Забоина Недосека Ворсовая плешина Перекос Разнооз-геноч- ность Щелчок Засечка Растраф рисунка Распространенный » » Местный Местный » Распространенный » » Местный » Распространенный Наличие костры на поверхности льняных тканей и репья на шерстяных Наличие на поверхности тканей коротких утолщений пряжи в результате скопления волокон Наличие на поверхности ткани прочно закрепленных небольших комочков перепутанных волокон Наличие нитей основы или утка, имеющих более высокую линейную плотность, чем нити основного фона ткани Отсутствие одной или нескольких нитей основы Отсутствие одной или нескольких нитей утка по всей ширине ткани или на ограниченном участке Наличие рядом лежащих неправильно пере плетенных и оборванных нитей по основе и утку на небольшом участке Полосы во всю ширину ткани вследствие повышенной плотности по утку То же вследствие пониженной плотности по утку Отсутствие ворса на ограниченном участке ткани Неперпендикулярное расположение нитей основы к нитям утка Разная интенсивность окраски или печати Наличие окрашенного участка небольшого размера и неопределенной формы, образовавшегося от попадания под раклю пуха, ниток Отсутствие рисунка на ткани вследствие образования складки во время нанесения рисунка Смещение отдельных деталей рисунка на ткани Прядение » Ткачество Ткачество » » » Печатание »

Местные пороки в соответствии со стандартом оценивают 0,5-8 баллами в зависимости от вида, назначения ткани и размера, значимости дефекта. Например, местный порок «масляная нить по утку» оценивается в хлопчатобумажных одежных тканях 5 балла ми, в хлопчатобумажных подкладочных - 2 баллами, в шелковых подкладочных - 4 баллами.

Ткани 1 сорта могут иметь один - два местных незначительных дефекта, каждый из которых оценивается 1-2 баллами.

Грубые местные дефекты внешнего вида в кусках тканей, предназначенных для торговли, не допускаются. Например, в шелковых тканях не допускаются пятна более 1 см, в ворсовых тканях - участки, на которых нет ворса. Участки с грубыми дефектами либо вырезают из куска ткани, либо кусок ткани разрезают, если вели чина грубого дефекта меньше 2 см. Число вырезов и разрезов куска ограничивается стандартами.

В тканях, предназначенных для промышленной переработки, грубые местные пороки не вырезают, а отмечают в начале и конце порока нитками у кромки как условный вырез (белыми нитками и клеймом «В») или как условный разрез (красной нитью и клеймом «Р»). Число фактических разрезов или условных вырезов должно соответствовать требованиям стандарта на сортность ткани.

Число местных пороков может быть больше или меньше в зависимости от длины куска, т.е. для того, чтобы два куска разной длины были оценены одним сортом, на более коротком куске должно быть меньше пороков, оцениваемых одинаковым числом бал лов.

Распространенные дефекты оценивают большим числом бал лов, чем местные дефекты. У хлопчатобумажных тканей каждый распространенный дефект оценивается 11 баллами. У шелковых тканей за распространенный дефект дают от 8 до 18 баллов в зависимости от степени выраженности порока и группы ткани. На пример, шишковатость и засоренность пряжи в шелковой одежной ткани оценивается 18 баллами, а в шелковой подкладочной ткани -8 баллами. В тканях 1 сорта распространенные дефекты не допускаются.

В хлопчатобумажных, льняных тканях II сорта допускается не более одного распространенного порока. В шерстяных гладкокрашеных тканях II сорта допускается не более одного распространенного порока, а в тканях с печатным рисунком - не более двух распространенных пороков. В шелковых тканях II сорта допускается только один заметно выраженный распространенный порок, оцениваемый по образцу, а в тканях III сорта - один ярко выраженный распространенный порок. В льняных тканях II сорта число местных дефектов на условной площади 30 м не должно превышать величины, оцениваемой 17 баллами.

В шерстяных, шелковых и льняных тканях для одежды пороки, находящиеся у кромки, при определении сортности не учитываются. В хлопчатобумажных тканях 1 сорта, выработанных на пневматических ткацких станках, допускается бахрома на кромке.

Оценку прочности окраски тканей проводят после лабораторных испытаний. На испытуемые ткани воздействуют светом, раствором мыла, водой, раствором, имитирующим пот. Ткани подвергают химчистке, глаженью, трению. Вид воздействия выбирают в зависимости от волокнистого состава и назначения ткани. Под воздействием указанных факторов ткань изменяет окраску. Степень потери окраски оценивают, сравнив ткань со шкалами эталонных окрасок. Первый образец каждой шкалы имеет первоначальную окраску, окраска последующих образцов в определенной степени изменяется. Изменение оценивается в баллах. Чем устойчивее окраска, тем выше балл. В зависимости от устойчивости окраски ткани могут быть обыкновенного, прочного и особо прочного крашения. На. пример, для темных шерстяных тканей установлены следующие нормативы устойчивости к воздействию света: особо прочная окраска ткани оценивается 7 баллами, прочная окраска - б баллами, обычная - 5 баллами.

Отклонения от норм прочности крашения не допускается для хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей 1 сорта. Шерстяные ткани 1 сорта могут иметь отклонения от норм по прочности крашения, оцениваемые 1 баллом.

После выявления всех отклонений от нормативных показателей физико-механических свойств, прочности окраски, дефектов внешнего вида и оценки всех дефектов в баллах устанавливают сорт куска ткани. для этого суммируют баллы по всем трем группам показателей качества. Это суммарное число баллов и определяет сорт ткани. В зависимости от волокнистого состава число баллов для тканей 1, 11, III сортов различно. В табл. 2 указано суммарное число баллов, допускаемое на кусок ткани каждого сорта.

Таблица 2

Допускаемое число баллов для тканей разных сортов

В процессе ткачества могут возникнуть различные дефекты, понижающие качество тканей. Ниже приведены описания главнейших видов дефектов и их влияние на качество тканей и швейных изделий.

Близка - отсутствие одной или нескольких основных нитей на большем или меньшем протяжении. Дефект проявляется вследствие обрыва нитей основы в процессе ткачества при неисправности ламельного устройства или при недосмотре ткача, несвоевременно остановившего станок, если отсутствуют ламели. Наиболее рельефно выделяются близны на тканях полотняного переплетения. Близны в две нити длиной более 10 см в хлопчатобумажных и шелковых тканях и более 20 см в шерстяных швейных изделиях I сорта не допускаются. На закрытых частях изделия близны не учитываются.

Подплетина - одновременный обрыв нескольких основных нитей и заработка их концов в структуру ткани, вследствие чего в этом месте получается неправильное строение ткани.

Подплетина очень заметна в ткани и в изделиях I и II сортов не допускается. В изделиях III сорта подплетина допускается в одном месте.

Неподработка нитей - нити основы в отдельных местах не переплетаются с нитями утка и выступают на поверхность ткани. Этот дефект возникает вследствие обрыва или ослабления отдельных галев. На качество изделия влияет так же, как и подплетина.

Недосека - наличие по утку разреженных полос вследствие уменьшения плотности нитей. Образуется при неправильной работе ткацкого станка.

Недосеки ухудшают внешний вид ткани и снижают ее прочность. Дефект в 3-5 нитей на деталях изделий I и II сортов не допускается, в изделиях III сорта допускается в одном месте.

Забоина - наличие по утку уплотненных полос вследствие увеличения плотности нитей. Образуется при неправильной работе ткацкого станка.

Дефект портит внешний вид ткани и в изделиях I и II сортов не допускается, в изделиях III сорта допускается в двух местах.

Слет утка - затканные пучки утка, полученные в результате слета с початка уточной нити в виде петель. Дефект образуется вследствие повышенной крутки утка, недостаточной его влажности и недостаточного торможения уточины при выходе из челнока.

Слеты по 5 нитей в изделиях I сорта из хлопчатобумажных и шерстяных тканей допускаются в одном месте, в изделиях II сорта - в двух местах, в изделиях III сорта - в четырех местах.

Поднырки - нити утка на коротких участках не переплетаются с основными, а выступают в виде скобочек сверху или снизу ткани. Дефект образуется вследствие провисания нескольких нитей основы в зеве. На качество изделия влияет так же, как и подплетина.

Прометки или пролеты - отсутствие уточной нити по всей ширине ткани или только по отдельной ее части. Дефект возникает вследствие неотрегулировки станка после обрыва утка, а иногда в результате обрыва уточины, конец которой захватывается краем зева и зарабатывается в ткань.

Прометки допускаются в изделиях I сорта в одном месте, II сорта - в трех местах, III сорта - в пяти местах. На закрытых частях изделия прометки не учитываются.

Уточные петли (сукрутины) - петельки, образующиеся из сильно скрученного утка; они могут быть заработаны внутрь полотна, напоминая слеты утка, или же выступать на поверхности. При отделке петли часто удаляют с поверхности ткани, что приводит к уменьшению прочности ткани.

Дыры, пробоины, просечки - отверстия разных размеров, возникающие от неправильной работы станка. В изделиях этот дефект не допускается.

Загрязнения и масляные пятна образуются от обильной смазки станка, от использования грязного утка и др. Дефект в изделиях I сорта на видимых частях не допускается, на закрытых частях не учитывается.

Кроме того, могут возникнуть такие дефекты, как парочки, сбой ткацкого рисунка, неровный бой, рассечка бердом и др.

Некоторые дефекты ткани в процессе ее отделки устраняются. Местные дефекты снижают сортность ткани, но могут быть обойдены при раскрое ее, что позволит выпустить изделие высшим сортом.

Источник: «Технология тканевязного производства»
Л.С. Смирнов, Ю.И. Масленников, В.Ю. Яворский

Разработка урока по теме: "Виды ткацких переплетений. Ткацкие дефекты" на уроках технологии. 6-й класс

Цели урока:

    Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений.

Задачи урока:

    1. Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

  1. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

    Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.

    Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

    Развитие сенсорных и моторных навыков

    Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

    Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обучения;

инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.

2. Дидактическое обеспечение:

    учебник (учебное пособие);

    рабочая тетрадь;

    таблицы ткацких переплетений

    образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;

    коллекции тканей из натуральных волокон;

    коллекции тканей различных видов переплетений;

    коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;

    карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;

    инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;

    образцы видов переплетений

    образцы поузловой обработки переплетений

    материалы для контроля знаний учащихся

    карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”

Методы обучения:

    словесные: вопросы, объяснение, беседа

    объяснительно-иллюстративный,

    наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

    практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

2. Сообщение темы урока:

Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты.»

Цель урока.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы

И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.

Вопросы к классу:

    Какие волокна называются натуральными?

    Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно

    Какова последовательность первичной обработки шерсти?

    Что называют натуральным шелком?

    Перечислить стадии тутового шелкопряда.

    Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

    Как определить в ткани долевую и уточную нить.

    Что такое основ, а что уток.

    По образцу определить долевую нить в ткани.

4. Изложение учителем нового материала .

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками.

Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.

    Полотняное

    Саржевое

    Сатиновое

    Атласное

Запишите в тетрадь следующие термины.

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.

Раппорт определяют числом входящих в него нитей.

Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.

    Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

    Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

    Полотняное переплетение
    нить основы и утка переплетаются через одну.
    одинаковый рисунок с лица и изнанки
    большая прочность и износостойкость

    Саржевое переплетение
    Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
    Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
    Растяжимость
    Осыпаемость

Закрепление изученного материала.

Лабораторная работа (7 мин).

А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей”) .

Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.

(Групповая работа.)

По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.

Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.

Контрольные вопросы:

С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

Что такое раппорт?

5. Практическая работа:

Выполнение ткацких переплетений.

Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.

Работа в группах.

Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.

Для каждой группы переплетения будут разные. Эта группа саржевое, эта сатиновое, соответственно эта атласное.

В ваших коробках лежат шерстяные нитки, иглы, ножницы и мини ткацкий станок ТРАФАРЕТ. Возьмите это и положите перед собой.

6. Пробное выполнение приемов практической работы

Посмотрите на меня внимательно. В правую руку возьмите одну нитку. В левой руке у вас трафарет. И начиная из левого нижнего угла со второй надсечки натягиваем нити основы вверх обогнув надсечку вниз, внизу обогнули надсечку вверх и продолжаем это делать до последней надсечки. Посмотрите как это должно выглядеть

(учитель показывает приемы выполнения на образце, демонстрируя лицевую и изнаночную стороны переплетения, обращая внимание на лежащие перед детьми инструкционные карты) на доске.

Конец нитки оставляем вверху и завязываем бантом на изнаночной стороне, оба конца. Это будет выглядеть следующим образом (учитель демонстрирует). Затем, вдеваем вторую нить в иглу. Игла у нас служит утком подающим нить. И начинаем согласно инструкционной карте лежащей у вас на столе продевать уточную нить слева на право.

Саржевое – число перекрытий основы 3 на 1(нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. На лицевой стороне мы четко видим диагоналевый рубчик, идущий снизу вверх слева на право.

Сатиновое – число перекрытий основы 4 на 1(Одна нить утка перекрывает 4 нити основы)

Атласное – число перекрытий основы 6 на 1(Одна нить основы перекрывает 6 нитей утка)

Чем больше число перекрытий, тем блестящей или матовей будут ткани.

7. Самостоятельная работа учащихся по ИК

ТБ – (1 мин )

Приступаем к работе.

Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.

Целевые обходы :

Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.

Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.

Действия учителя.

Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.

Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.

Проверка карточек группы (выставления оценок).

По окончанию работы:

    разбор типичных ошибок учащихся;

    вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Вывод учителя.

Что мы видим?

Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?

Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски)

9. Изложение учителем нового материала.

Вы правы мы получили ткацкие дефекты .

Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.

Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,

Работа с учебником стр. 12 (Дефекты печати)

Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:

Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.

Виды дефектов

Ткацкие дефекты:

    нарушение целостности ткани

    утолщение нити

Дефекты печати:

    непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);

    перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);

    засечка (полоса ткани без рисунка).

Целью нашего урока было узнать подробнее:

Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?

Ответ детей: устно.

Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.

10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:

А вашим домашним заданием будет посещение магазина тканей, где вы сможете взять интервью у продавца о наличии в настоящее время на прилавках магазинов ткацких дефектов. И по 2–3 образцам определите качество тканей и наличие в них дефектов. Сделайте вывод. Запишите его в тетрадь.

11. Уборка рабочих мест.

12. Подведение итогов урока учителем:

объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Список литературы.

    Б. А. Бузов, Н. Д. Алыменкова “Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности” (швейное производство). Учебник

    Ю.Б.Зотов “Организация современного урока”.

    Ю.А.Конаржевский “Анализ урока”.

    Е.В.Васильченко, А.Я.Лабзина “Методич.пособие по обслуж.труду”.

    Журналы “Школа и производство”: 12/91,1/93, 5/93, 5/98, 2/99, 6/99, 1/2000,3/02, 1/03,2/03, 4/03, 8/03,1/04.

ВИДЫ ТКАЦКИХ СТАНКОВ

Основными механизмами ткацких станков, выполняющими технологические функции, являются:

1. Боевой механизм (механизм, вводящий уточную нить в зев);

2. Батанный механизм (механизм, прибивающий уточную нить к опушке ткани);

3. Товарный механизм (механизм, отводящий ткань из зоны её формирования и наматывающий её на товарный валик);

4. Основный регулятор или основный тормоз (механизм, поддерживающий постоянное натяжение основы в процессе работы станка и подающий основу в зону формирования ткани);

5. Зевообразовательный механизм (механизм, который поднимает и опускает ремизки, установленные на ткацком станке. Зевообразовательные механизмы бывают эксцентриковые или кулачковые, кареточные и жаккардовые).

Кроме основных механизмов, без которых выработка ткани невозможна, ткацкие станки оснащены рядом вспомогательных механизмов. К ним относятся:

1. Механизм автоматической смены утка, повышающий производительность станков и труда ткачей;

2. Основонаблюдатель, способствующий улучшению качества тканей;

3. Механизм, предупреждающий массовые обрывы основы при задержке челнока (нитепрокладчика) в зеве и др.

Челночные ткацкие станки классифицируются в зависимости от следующих особенностей:

Назначения (станки для хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, специальных и других тканей);

Способы смены утка (станки автоматические и механические);

Ширины станка (станки с рабочей шириной 100, 125, 175 см и др.);

Вида зевообразовательного механизма * (станки эксцентриковые, кареточные и жаккардовые);

Системы боевого механизма (станки среднего, верхнего или нижнего боя);

Числа челноков в работе (станки одночелночные и многочелночные);

Системы предохранительного механизма, предупреждающего обрыв нитей основы при замине челнока в зеве (станки замочные и беззамочные – с откидным бердом);

Расположения привода станка (станки правой и левой руки).

В связи с появлением ткацких станков с новым принципом формирования ткани и новыми способами внесения утка число классификационных признаков возросло.

Ткацкие станки новых типов можно разделить на две группы. Первую группу составляют станки, в которых сохранён прежний уже описанный принцип образования ткани, но введение утка в зев К первой группе станков относятся следующие:

Бесчелночные ткацкие станки. На них уток в зев вносится малогабаритными прокладчиками, представляющими собой стальную пластинку массой 40 г при длине 90 мм и ширине 14 мм. Пружинным захватом прокладчик зажимает нить, которая специальным устройством подаётся к нему с конической бобины. Движение через зев прокладчик совершает только в одном направлении. В обратном направлении он переносится специальным транспортёром, расположенным под основой.

Станки такого типа выпускаются Швейцарской фирмой «Зульцер», в России они выходят под маркой СТБ. Станки выпускаются с заправочной шириной 180, 220, 330 см.

Пневматические бесчелночные станки. На этом станке уточная нить, сматываемая с неподвижной конической бобины, после прохождения через натяжное устройство поступает на барабан отмеривающего механизма. Барабан наматывает на себя нить длиной, необходимой для одной прокладки. С барабана нить проходит в сопло, из которого пробрасывается в зев струёй сжатого воздуха, периодически поступающего из компрессора (станки П-105, П-125).

Рапирные ткацкие станки. На этих станках уточная нить вводится в зев посредством жёстких или гибких рапир, движущихся навстречу друг другу. При встрече одна из рапир, несущая нить, передаёт её другой, которая при обратном движении завершает прокладывание утка через зев.

Пневморапирные ткацкие станки. Уток пробрасывается воздушной струёй в канале, образованном рапирами, которые движутся справа и слева до середины станка. В канал одной рапиры подаётся сжатый воздух, а из канала встречной рапиры воздух отсасывается (станок АТПР-120). Станки предназначены для выработки хлопчатобумажных тканей массового ассортимента.

Гидравлические бесчелночные ткацкие станки. Уточная нить вводится в зев струёй воды, выбрасываемой из сопла. Станки предназначены для выработки тканей из несмачивающихся синтетических нитей.

Ко второй группе может быть отнесена круглая ткацкая машина, на которой с нескольких ткацких навоев нити основы распределяются между 12 секторами. Несколько челноков последовательно прокладывают нити и каждый челнок прижимает к опушке ткани уточину, проложенную предыдущим челноком. Станок вырабатывает ткани полотняного переплетения.

ПОРОКИ ТКАЦКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Наличие пороков в готовых швейных изделиях может привести к снижению сорта изделий и даже к браку, поэтому при раскрое пороки стараются исключить. Пороки могут возникнуть из-за обрыва нитей, разладки оборудования, нарушения технологического режима или недобросовестной работы обслуживающего персонала.

К порокам ткацкого производства относятся:

Близна – порок, заключающийся в отсутствии одной или нескольких нитей основы.

Пролёт – порок, заключающийся в отсутствии одной или нескольких уточных нитей по всей ширине ткани или на ограниченном её участке.

Двойник – порок в виде двух или более нитей основы или утка, затканных или переплетённых вместо одной.

Поднырки – нарушение переплетения на коротких участках из-за непереплетения уточных нитей с нитями основы и провисания их в виде штрихов.

Подплетина – несколько рядом лежащих неправильно переплетённых, в том числе оборванных нитей по основе и утку на коротком участке.

Сбитый рисунок – нарушение переплетения рисунка ткани в результате неправильной проборки нитей в ремиз или в глазки лиц жаккардовой машины или бердо.

Забоина – полоса во всю ширину ткани из-за повышенной плотности ткани по утку.

Недосека – полоса во всю ширину ткани из-за пониженной плотности ткани по утку.

Рассечка – раздвижка нитей основы из-за нарушения плотности зубьев берда.

Нарушение целостности ткани – порок ткани, при котором нити основы и (или) утка разрушены.

Прощипки – нарушение целостности нитей основы или утка на коротком участке в результате удаления постороннего предмета или узла.

Зебристость – порок, заключающийся в наличии в ткани участков небольшой протяжённости по основе и утку, возникающих от различной линейной плотности нитей.

Утолщённые нити – наличие в ткани нитей основы или (и) утка, имеющих более высокую линейную плотность, чем нити основного фона ткани.

Местное утолщение наличие утолщённых нитей основы или (и) утка на коротких участках.

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Переплетением нитей в ткани называется порядок взаимного перекрытия нитей основы нитями утка. Графическое изображение переплетения нитей в ткани называется рисунком переплетения. Рисунок переплетения выполняется на клетчатой бумаге. Места перекрещивания основных нитей с уточными называются перекрытиями. Если в месте перекрещивания основная нить находится над уточной, то перекрытие называется основным, если уточная - уточным

Раппортом переплетения (R) называется одна законченная часть рисунка переплетения, при повторении которой получается непрерывность рисунка в направлении основы и утка.

Раппортом переплетения по основе (R о) называется наименьшее число основных нитей, после которого начинает повторяться порядок чередования перекрытий по нитям основы. Раппортом переплетения по утку (R у) называется наименьшее число уточных нитей, после которого начинает повторяться порядок чередования перекрытий по нитям утка.

Сдвигом перекрытия (S) называется число, показывающее, на сколько нитей смещено одиночное перекрытие рассматриваемой нити от аналогичного одиночного перекрытия предыдущей нити.

При выработке тканей используют разнообразные переплетения. От вида переплетения зависят характер и рисунок лицевой поверхности ткани, наличие блеска, продольных и поперечных полос. Вид переплетения влияет на прочность ткани, её растяжимость, толщину, жёсткость, осыпаемость, усадку, способность сутюживаться и оттягиваться в процессе влажно-тепловой обработки и на другие свойства.

Все переплетения подразделяются на следующие классы:

1. Главные (простые);

2. Мелкоузорчатые, включающие производные от главных и комбинированные;

3. Сложные;

4. Крупноузорчатые (жаккардовые).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27