Строим своими руками

Да не оскудеет рука дающего. Краткий словарь библейских фразеологизмов

Случай этот произошел в советские времена. В одной семье заболел ее глава, а точнее сказать муж для жены и отец для детей. Заболевание подкралось незаметно. Сначала кашель. Надо сказать, что работал заболевший в шахте и потому кашель не считался чем-то необычным. За шахтерами в советское время следили хорошо. Регулярно делали флюорографию, отслеживали, чтобы не было заболевания туберкулеза. Так вот сначала начался кашель. Но этому не придали сильного значения, кто из шахтеров не кашляет. Усиленное питание и кашель проходил. Но затем начались регулярные воспаления легких. И чем дальше, тем чаще и чаще. Наконец, страшный диагноз ‘рак’ легких. Направление в онкоинститут и назначение операции. Небольшое отступление. Семья была атеистической и соответственно приоритетом были материальные ценности. Детям внушалось, что те кто мало зарабатывает, тот лентяй. Тот, кто попрошайничает на улицах – это опустившиеся люди. Помогать им не следует, надо чтобы они работали и зарабатывали себе на хлеб сами. Нельзя сказать, что это были ‘черствые’ люди. Они уважали своих родителей и близких, помогали им и деньгами, и не только. Приучили детей к труду и уважению старших. Но и воспитывали свое превосходство над другими людьми. Старший сын – студент, узнав, что отец лежит в больнице, но, не зная диагноза, решил съездить проведать его. А почему съездить, потому что идти далеко. Города, где учился сын и где лежал в больнице отец, находились в восьмидесяти километрах друг от друга. Что мог взять с собой сын-студент для отца в больницу, живший в общежитии? Практически ничего. Домашней еды не было у него, потому что питался в столовой. Решил взять денег немного, чтобы что-нибудь купить в магазине, и отправился в путь. Где находится больница, сын знал примерно. Приехал на автовокзал и стал спрашивать у прохожих о том, где находится больница. Но прохожие только пожимали плечами. И вдруг видит, что к нему подходит человек, как сейчас сказали бы бомжеватого вида. Первой мыслью у сына, которая промелькнула в голове, была: ‘Сейчас будет деньги просить, не дам’. Но человек подошел и говорит: – Я знаю, где находится больница. Это онкоинститут. Могу показать. ‘Не может быть. Причем здесь онкоинститут? У отца воспаление легких’ -, промелькнуло в голове у сына, не поверившего словам. Он отошел и стал спрашивать у других людей. Но никто не знал о существовании областной больнице в этом районе. ‘Делать нечего придется воспользоваться услугами этого опустившегося человека. Но денег за его услугу давать не буду’, – подумал сын А бомж, назовем его так, наблюдал за молодым человеком, который искал того, кто бы сказал, где находится больница и стоял неподалеку. Когда он заметил, что сын посмотрел на него, то опять предложил помощь: – Больница недалеко находится, пройти надо три квартала. – Ну что же пошли И так пошли два человека, один в недоумении о больнице и своими догадками что с отцом, другой в надежде, что заработает таким образом немного денег. По дороге в больницу бомж рассказывал про свою жизнь, как он когда-то был футболистом, и его узнавали на улицах. А теперь все изменилось. Идти было действительно недалеко и минут через пятнадцать показалась областная онкобольница. Растерянный сын уже подумал, что пора просто поблагодарить и уйти. Но вдруг в голове пронеслось, что надо не просто сказать СПАСИБО, а еще и денег за труды дать. И тут началась внутренняя борьба – Дать денег, а вдруг пропьет и ему будет хуже? Засомневался сын. Но в следующую минуту пронеслась мысль: – Но не мне судить, куда пойдут эти деньги. А затем в голове прокрутились кадры из кинофильмов, где подают милостыню. – Дам денег. Человек помог мне – решил он. В руке запотел металлический рубль, но, потом подумав, сын достал из кармана еще рубль, а затем три рубля и отдал своему помощнику. – Купи что-нибудь себе. – Хочешь, я куплю что-нибудь и твоему отцу, буду за ним ухаживать – Нет не надо – Не переживай, все будет хорошо, – Сказал провожатый и со словами благодарности ушел. Вспоминал ли провожатый и куда он направил деньги – это осталось неизвестным. Но с отцом сына все наладилось. В день операции врачи пришли к выводу, что онкологии нет, и операцию отменили. Отправили на лечение амбулаторно. Через два года была сделана операция, но это был силикоз – профессиональное заболевание шахтеров. Прошло уже более тридцати лет, но отец жив и ведет активный образ жизни. Собирает историю о городе, где он прожил большую часть жизни. Сын окончил институт, женился. У него дружная семья. С тех пор он регулярно подает милостыню, вспоминая тот случай.

«Голь на выдумки хитра», - было принято когда-то говорить о чьей-либо изобретательности. В особенности при стеснённых средствах. Брали деньгами, не брезговали борзыми щенками, не чурались и «мёртвых душ». Находчивость российского чиновничества всегда являлась в народе объектом шуток. Не всегда злых, но достаточно обидных. Правда, порой неумеренность в аппетитах или откровенная глупость приводила мздоимцев на скамью подсудимых.

Ситуация не с годами ничуть не меняется, и «Первое Антикоррупционное СМИ» составило своеобразный рейтинг самых глупых взяток последнего времени. Причём, журналисты ПАСМИ решили отметить в нём не только падких до мелких вознаграждений служащих, но и тех, кому всё равно чем расплачиваться за услуги. Даже своим телом…

И тут, несомненно, пальма первенства принадлежит автолюбительнице из Оренбурга по имени Кристина. Которая на стационарном посту ГИБДД, пытаясь откупиться от инспектора, сначала в качестве вознаграждения предложила офицеру арбуз, а затем и себя.

Но то ли инспектор был безумно влюблён в свою супругу, то ли женские прелести Кристины его совсем не возбудили, но от «заманчивого» предложения он решительно отказался.

Поражённая подобным непочтительным к себе отношением, Кристина наговорила гаишнику кучу гадостей и бросила ему на стол в качестве «откупных» 300 рублей. В этот момент, вероятно, настало время обижаться сотруднику ГИБДД, и он подвёл незадачливую автоледи под статью 291 УК РФ («Дача взятки»). Теперь Кристине грозит до 2 лет лишения свободы и 3 тыс. рублей штрафа.

В отличии от девушки Кристины, 30-летнему предпринимателю из Новочебоксарска, что в Чувашии, предлагать себя полицейскому было глупо, а давать деньги - стыдно. Поэтому прямо в служебный кабинет стража порядка он принес бутылку коньяка, , немного колбасы и сыра.

Отчего-то мужчина рассчитывал, что за это щедрое подношение полицейский вернёт ему ранее изъятые из местной закусочной игровые автоматы. Но не тут-то было. Спиртное и закуска теперь являются вещественными доказательствами по уголовному делу, игровые автоматы хранятся в МВД, а предприниматель ждёт решения своей судьбы под подпиской о невыезде.

Кстати, в той же Чувашии, в самое ближайшее время будут судить младшего инспектора по безопасности одной из колоний строгого режима. 24-летний сотрудник ФСИН потребовал от родственников двух заключенных подарить ему бензопилу.

За это он пообещал, что не будет слышать трелей звонка сотового телефона, который он же и передал осужденным. И не надо быть пророком, чтобы понять одну простую истину. Бывший инспектор теперь точно будет валить лес при помощи пилы. Только выданной ему за казённый счёт.

Бензопила - вещь в хозяйстве безусловно нужная и полезная. Это даже не обсуждается. Но вот вопрос, зачем питерскому гаишнику понадобилось несколько тысяч бумажных пакетов, поставил журналистов ПАСМИ в тупик.

За свою подпись под разрешением на проведение работ с тяжёлой техникой инспектор ГИБДД потребовал от одной из строительных компаний 50 тысяч рублей. Половину из которых полицейский возжелал получить наличными, а половину… бумажными пакетами.

Смеем предположить, что именно необычность этой просьбы и сподвигла бизнесменов обратиться с заявлением о вымогательстве взятки в Управление собственной безопасности МВД.

Вероятно, что во время судебного процесса, назначенного на конец февраля, инспектор всё-таки сможет объяснить бывшим сослуживцам, судье и строителям, как он собирался использовать более 3-х тысяч пакетов. Цена, кстати, которым - 8 руб за штуку.

После упомянутого выше случая, даже как-то и неудобно писать о преподавателе из Аграрного университета в Омске, которая принимала от студентов подношения сертификатами по 200 рублей на покупку парфюмерии.

Вполне возможно, что ароматы недорогих духов и дезодоранта, исходившие от доцента, вызвали неоднозначную реакцию у коллег и студентов. И они не нашли ничего лучшего, как накатать на неё совместную телегу в МВД. После чего оперативники задержали любительницу парфюма с поличным.

Судья (мужчина, кстати) позднее также встал на сторону коллектива и учащихся. Руководствуясь законом и собственным обонянием, он приговорил преподавателя к штрафу в размере 90 тыс. рублей.

Правда, в решении суда есть один удивительный пункт - о конфискации незаконно полученных средств. Становится интересным, каким чудесным образом судебные приставы будут теперь определять, куплена губная помада доцентом на зарплату или добыта преступным путём.

Тут впору поговорить и о нравах современных приставов. Двое из них «отличились» недавно в Тольятти.

Вместо того, чтобы доставить из суда в изолятор парочку подлежащих депортации узбекских гастарбайтеров, приставы заехали к ним в общежитие, получили там 20 тыс рублей и со спокойной совестью отправились отмечать свободу граждан дружественной республики.

Пить на двоих приставы, очевидно, были не приучены. И потому третьим в долю взяли судебного водителя. Тут-то их и повязала собственная служба безопасности. Как пошутил потом один сведущий человек: «Двадцатка на троих теперь превратится для них по двенадцать каждому».

Собственно, настало время вспомнить бессмертного гоголевского «Ревизора». Где судья Ляпкин-Тяпкин на полном серьёзе утверждал, что «грешки грешкам рознь». После чего признавался, что берёт борзыми щенками, а это взяткой считаться не может.

Очевидно подобного же мнения придерживался и главный специалист МЧС по Воронежской области, попросивший у директора небольшой фирмы «провести ему домой интернет». А его коллега из Саратова получил от управляющего местного банка телевизор Samsung.

Что ж, как говорится, «у мелких людишек и потребности мелкие». Про подобных мздоимцев отлично сказал современный английский писатель Питер Хантер:

… их глупость и некомпетентность
разрушает нашу жизнь – наше восприятие искажается
их коррумпированностью и жадностью…
уж скорее бы какой-нибудь блуждающий астероид прекратил этот кошмар…

На том закончим и мы.

Марина ИЛЬИНА

Андрей ВОЛОСТНЫХ

(Из слова о милостивом схоластице)

Да не отвратиши сердца твоего , говорит Писание, ниже сожмеши руки твоей пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему... Даянием да даси ему. Дающую ти ему благословит тя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем (). Иже дает убогим не оскудеет (). Состарихся , говорит Давид, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлеба (). Истины непреложные, ибо подтверждаются бесчисленными примерами чудесного восполнения для милостивых, розданного ими. Предлагаю вашему вниманию один из них следующий.

В горе Аскалоне был один благочестивый муж, проводивший все время в делах благотворения. Он раздавал милостыни по монахам и бедным, кормил странных иноков и других пришельцев, и дом его был пристанищем для всех бесприютных. Однажды, когда, по обычаю его, нужно было ему посылать подаяния в бедные монастыри, случилась ему нужда в деньгах, и он, не зная, где бы мог достать их, сидел скорбя. Вдруг является к нему в дом благолепный старец и спрашивает: «О чем скорбишь?» «Да о грехах моих», – по обыкновению отвечал милостивый. «Нет, не о грехах,– продолжил старец, – а о том, что не знаешь, где, найти денег. Но Бог заботится о тебе. Вот тебе триста златниц и столько же сребреников. Пошли их по твоему обычаю». Взяв деньги, милостивец пошёл, чтобы убрать их, но, лишь только он вышел, старец сделался невидим. Возвратившись и не видя старца, хозяин дома с гневом начал выговаривать семейным и привратнику, зачем отпустили старца до его возвращения; но все с клятвою уверяли, что никого у них в доме не было и никакого старца они не видали. Милостивый муж понял тогда, что золото послано ему свыше, и с тех пор сделался еще милостивее и роздал уже все имение свое нищим. Когда он жил в бедности, однажды пришли к нему два инока и дали ковчег с золотом. Нищелюбец стал было уговаривать их вкусить пищи, но они, отговорившись тем, что должны были навестить пустынников египетских, ушли от него, обещавшись вечером прийти к нему. Прошел вечер – их не было. Милостивый справился о них у отцов египетских; но те сказали, что у них никого не было. Опять тут он убедился, что золото дано ему от Бога. Был и еще третий в его жизни случай, также чудесный. В его церкви раз случился недостаток в деревянном масле, и ключарь хотел было сказать ему о сем – но, хотя не успел сказать, однако, возвратившись в церковь, увидал сосуд, переполненный маслом. Таким образом, чем больше милостивый давал, тем больше от Бога милостей получал и чрез них, конечно, имел случай убедиться в особенном к себе благоволении Божием.

Итак, братие, ясно отсюда, что, как говорит Василий Великий: «Милости к дающим возвращаются. Дал ты алчущему – о своей пользе постарался; ибо что ты дал, получишь с избытком» (На богатящихся). И св. Амвросий Медиоланский то же говорит: человек (о смерти Феодосия Великого) милосердый, когда другим помогает, и себе пользу делает, и чужим лекарством свои раны лечит». Аминь.

«ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!»

Вот, вы только что прочитали миниатюрку про картошку, как мы с моим женихом,
слукавив, поимели от местной сельской алкашки вместо трёх мешков картошки,
которую она продавала себе на пропой, четыре, попросту округлив сумму,
и недодав ей два рубля.


«Даже мёртвые к БОГУ восстанут!»
(РАССКАЗ ПРО КАРТОШКУ)

Пошло ли мне сие происшествие на пользу, или нет, ибо мама моя вовремя
пресекла эту аферу, я не знаю, не мне судить!

Прошли годы, я подросла окончательно. Мама моя не позволила мне тогда душу свою
загубить и сдать её сатане на вечное пользование, то есть, захапать, как он это
привык делать с теми, кто хоть, как-то оступился мало-мальски: она вернула наш
долг, доплатив недостающие денежки за лишний мешок!

Так вот…

Стала я ходить в церковь! Поначалу втихую, так, что никто об этом не знал,
ни муж, ни мать, ни подружки, ни соседи, ни свекровь моя, ну, никтошеньки!

Мне сразу же понравились и полюбились церковные песнопения, а горение лампад
и свечей у икон, просто изумляло своей теплотой, отчего общение с приходскими
людьми делалось по-родственному трепетным.

Мне также пришлось по душе становление свечей у образов, полюбившихся святых.
Читая их Житие, я с особенной силой души прикипела ко многим из них всем
сердцем. Они словно ожили во мне вновь и вели беседу с моей совестью.

Я по-иному для себя, сделав соответствующие выводы, стала смотреть на многих
людей. Мне словно отдёрнул Господь некую Тайную Завесу, открывая для меня всю
тщетность деяний отечественного обывателя. Я увидела некую пагубность для души
человека во многом из того, что недавно ещё было нормой моего общения с миром
соблазнов.

Вот, тут-то Господь БОГ всех их и обнажил передо мной,
тогда-то я и узнала, «кто есть кто»:

Свекровь моя не поверила мне, она, видать, по себе мерила, потому решила,
что у меня завёлся любовник.

Муж промолчал, ибо к ужину я всегда была дома и стояла «у мартена»,
а моё отсутствие в дневные часы его не коробило. Но, когда я попросила в день
его ангела съездить в храм и помолиться вместе, он не отказал мне и покорно
поехал, но всю службу стоял весь напряжённый вдалеке от меня, нахмурившись,
показав всем видом, что эта совместная молитва наша с ним, была в первый
и в последний раз. Словом, затея эта у меня не прошла! Так мы и развелись
в последствие с ним, ввиду расхождения мнений на духовной основе.

Подружки и одноклассницы также побывали со мной на Божественной Литургии,
но всего лишь по одному разочку, им скучно было в храме, они вертелись
то и дело, так и не сумев сосредоточиться на молитве. Так же не интересовались
они Православными Праздниками, не вникали в Церковный Календарь.

Потом вскоре некоторые из них даже стали меня избегать и удаляться при встрече
на довольно-таки приличное расстояние, при котором в храм не позовёшь, только
и сможешь, что кивнуть головой, мельком просочившись сквозь толпу.

Соседки также из любопытства посетили мой храм, но ни одна их них, не дождавшись
окончания Всенощного Бдения (вечерней службы) тихо пройдя сквозь кучку пожилых
и немногочисленных прихожанок, не сказав мне ни полслова, умчались домой
с обычной пробежкой по магазинам и рынкам. Обойдя все лотки, просмотрев
и потрогав там весь близлежащий товар, как нужный, так и ненужный, удовлетворив
полностью свою бытовую страсть, а также в очередной раз, повысив мещанский
кругозор, они возвращались к своим кошкам, детям, мужьям и собакам, припав
от усталости к ночи на любимый мягкий диван к полюбившимся им сериалам…

Какоё там творчество, письменный стол и пишущая машинка? Какие там стихи
или ноты, да вы что, в своём ли вы уме, граждане и гражданки социалистической
собственности?

Также, воспользовавшись, данным мне судьбой случаем, я отвела своего родного
брата Максима в нашу церковь, когда тот, сильно заболел, и на мгновение,
придя в себя, пообещал: «если только выживу, сестра, сразу же отведи меня
в храм, БОГУ спасибо сказать!».

Хотя медики, стоявшие рядом у его кровати, которых я вызвала по неотложке,
замотав головами, дали мне ясно понять, что брат мой попросту бредит…
и выживет, вряд ли, то есть, храма ему не видать, как своих ушей!

Потом я и сынишку своего отвела, он прочитал, как раз об Александре Невском
и с радостью пошёл посмотреть на огромную икону, хранившуюся в нашем приходе,
находясь в левом пределе, ибо память Великого Князя была одним из престольных
Праздников Никольского храма.

Словом, каждому, таким образом, я дала шанс решить для себя «быть или не быть»
ему с БОГОМ, выписав путёвку в жизнь. С тех самых пор я навечно осталась
при храме, тогда как все мои протеже, пока ещё были в шатком состоянии духовного
осознания и гражданского выбора, как в прочем и сейчас до сего времени многие
из них не понимают, что им там делать?

У меня же появился жизненный интерес, мне приятно было тратить свои рублики
в церкви! Она так нуждалась в этом! В моей ласке и заботе! В поддержке пожилого,
видевшего виды священника с его военно-фронтовым прошлым! И милых старушечек,
которые все, как одна называли меня почему-то «дочкой»!

Иной раз, я просто чувствовала себя царицей в нашем приходе, потому что могла
себе позволить побаловать и пожилых прихожанок и стареньких батюшек многим
из того, чего они никогда не видели в своей жизни и вряд ли попробовали бы.

Я давала-давала и давала всё подряд, не взирая ни на ранги, ни на регалии, ни на
прочую лабуду! Пусть себе судачат! Мне-то, что от этого? Ни тепло, ни холодно!

Тогда как в храме я жила особенной жизнью и так, как я себя чувствовала там,
нигде на планете я не ощущала больше: ни того достоинства и стати родовой,
ни красоты от наличия скромности и нежного трепета, ощутимого в своей груди.

«Да не оскудеет рука дающего».

Я многажды слышала это изречение, но всей его глубины до конца постичь тогда
была не в силах, а вот нынче, в самом начале Страстной Седмицы до меня дошло.

Великий Понедельник рассказывает о проклятой смоковнице, не приносящей плодов,
так и человек, в сознание которого по-прежнему бытует рыночное понятие
«ты мне – я тебе», не ощущает в себе нивы бескорыстия, приносящей жито спасения
для потомства…

А в довершение к сказанному, скажу о своей маме, которая приняла тогда по моему
призыву и наш Божий Храм и всю его церковную молитвенность за ближних своих
и всех соотечественников: по сей день мама моя дважды в сутки, как струна стоит
на молитвенных часах пред образами Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы
и Всех Святых в домашней церкви, и никто не помешает ей свято исполнять свой
христианский долг посредством подвига материнской православной молитвы! Аминь.

Вот, она – родная мама
Отворяет двери храма:
Дочка мать свою ждала,
Ночь почти всю не спала!

Примет веру ли она?
В раз отступит сатана,
Если дочкины молитвы
Мать возьмёт в основу битвы!

Дочка знала: в стенах храма
Вновь воспрянет её мама,
Возродится в сердце вера,
Освещая длань примера!

«Батюшка, а вот, что значит фраза “Да не оскудеет рука дающего”? Вы должны знать, ведь в Библии написано». Такой вопрос в практике священников встречается нередко. Любопытно то, что Библия таких слов не содержит. И всё же, если что-то звучит «под старину», то за разъяснением идут именно к священникам. А добросовестный батюшка должен на всё иметь ответ, а не отмахиваться от прихожан, мол, не его профиль.

Значение фразы - в том, что щедрый человек не обеднеет

Фраза «Да не оскудеет рука дающего» имеет довольно прозрачное значение: щедрый человек не обеднеет.

Это выражение можно было бы назвать псевдобиблейским, если бы оно вообще как-то претендовало на своё наличие в Священном Писании. Но нет. Ясно, что люди просто ассоциативно связывают Библию с подобным слогом, но в действительности это всего лишь пословица.

Это крылатое выражение призывает людей делать добро. Хорошему человеку всё возвратиться.

Такая идея есть и у славян, и в христианстве, а на Востоке её связывают с течением энергий - мол, деньги - это тоже энергия. И если ты ей обеспечиваешь течение, то к тебе скоро всё вернётся с торицей.

Эту фразу часто употребляют неправильно.

Сегодня эта пословица приобрела большую популярность:

  1. Её цитируют в кино и литературе.
  2. Используют в качестве заголовков статей.
  3. Этим выражением называют книги.

И т.д. Получается не всегда уместно. Далеко не все знают, когда именно и как употреблять эту фразу, от чего получается нечто вроде «Да не оскудеет рука берущего» С одной стороны, иронично, но с другой - совершенно бессмысленно. Но это уже проблема филологического и лингвистического толка.

Для нас же интереснее найти библейские параллели. А таковые есть.

Книге Притч тема вознаграждения за щедрость и кары за скупость оказалась ближе всего. Рассмотрим имеющиеся там цитаты.

Цитата 1.

«Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит»

Английский комментатор Библии Мэтью Генри даёт к этому отрывку два толкования:

  1. «неправедно добытое богатство не будет процветать: сеющий неправду, кто поступает несправедливо, надеясь от этого получить выгоду, пожнет беду (суету, англ.пер.). То, что он получит, не послужит ему во благо и не даст удовлетворения. Его ждет лишь разочарование. Кто создает трудности для других, тот готовит беду для самого себя. Люди пожнут то, что сеют.
  2. Власть, которой злоупотребляют, будет недолгой. Если жезл власти превращается в трость гнева, если человеком вместо благоразумия управляют страсти, а вместо государственного благополучия он стремится прежде всего удовлетворить свое негодование, то трости гнева его не станет, она будет сломлена, и власть не спасет его (Ис 10:24,25)».

Толкование учителя богословия МакДональда намного лаконичнее:

«Тот, кто сеет неправду, не пожнет ничего достойного или существенного. Попытки побоями и гневом заставить людей подчиниться не увенчаются успехом».

Цитата 2

(Прит.28:27)

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

МакДональд пишет об этой цитате:

«Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий».

А Мэтью Генри снова обнаруживает два смысла в высказывании:

«1. обетование для благотворителей: дающий нищему от этого никогда не станет беднее; он не обеднеет. Если он будет иметь немного и окажется в опасности стать нуждающимся, то пусть даст то немногое и тем самым не позволит ему превратиться в ничто. Так щедрость вдовы из Сарепты к Илии (для которого она сделал первую лепешку) спасло то немногое, что она имела, когда осталась лишь горсть муки. Если он имеет много, то пусть и дает много, так как у него не уменьшится; он и его семья не будут нуждаться из-за его благочестивой благотворительности. Мы даем то, что имеем».

«2. Угроза для жадных людей: кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть бедственного положения нищих и не читать их просьб, чтобы глаза не повлияли на сердце и не потребовали у него помочь им, на том много проклятий от Бога и человека; а так как они не являются беспочвенными, то обязательно сбудутся. Горе человеку, против которого направлено слово Божье и молитвы нищих».

Цитата 3

(Прит.22:16)

«Кто дает богатому, тот обеднеет»

Это выражение менее остальных похоже на фразу «Да не оскудеет рука дающего», но уместно в силу того, что перекликается с другими цитатами.


Комментарий Мэтью Генри:

«Этот стих показывает, на какие порочные пути иногда становятся богатые люди. Из-за этого они беднеют, побуждая Бога, несмотря на свое богатство, ввергать их в нужду; они обижают бедного и дают богатому.

  1. Они не помогают бедному из благотворительности, а отнимают у него, чтобы, лишая его самого необходимого, но, по их мнению, ненужного, иметь возможность умножать свое богатство. Но в то же время они делают подарки богатым и устраивают для них пышные приемы из гордости или тщеславия, чтобы выглядеть величественными, или из хитрости, чтобы в ответ получить с прибылью. Такие обязательно обеднеют. Многие стали нищими из-за глупой щедрости, но никто из-за благоразумной благотворительности. Христос велит нам приглашать бедных (Лук 14:12,13).
  2. Но таковые не только не приглашают бедных, но и обижают их, грабят благотворительные заведения, обирают своих бедных арендаторов и соседей, посягают на права тех, кто не имеет денег, чтобы защитить себя, а затем дают взятки богатым, чтобы те защитили и покровительствовали им в подобных делах. Но все напрасно; они обеднеют. Кто грабит Бога и тем самым делает Его своим врагом, не сможет защитить себя, давая взятки богатым, чтобы сделать их своими друзьями».

Фраза «Кто дает богатому, тот обеднеет», возможно, обещает бедность в любом исходе

А вот Новая Женевская Учебная Библия обнаруживает интересную особенность языка в этом месте.

«Древнееврейский текст не совсем ясен. NIV вместо “тот” предлагает прочтение “оба” и тем самым безоговорочно относит предсказание бедности и к той, и к другой ситуации. Тем не менее данный стих может представлять собой обычное противопоставление богатства, приобретенного путем насилия, и нищеты, к которой приводят тщетные попытки купить расположение богача».

Завершим разбор толкованием МакДональда:

«Работодатель, который обогащается за счет того, что выплачивает своим работникам мизерную плату, содержа их на грани голодной смерти, в конце концов, сам обнищает. То же произойдет и с человеком, который дает богатым, вероятно для того, чтобы заслужить или сохранить их благосклонность. Мы должны давать тем, кто не может дать нам взамен».

Цитата 4

(Притч 19:17)

«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его»

Комментарий святителя Кесария Арелатского:

«Если скажет тебе верный человек: “Дай мне одну медную монету, а я тебе верну сотню золотых солидов”, разве не дашь ты ему с радостью одно, чтобы получить сто? Насколько же больше должен ты ссудить на земле Бога тем, что получишь сторицей в жизни вечной, ибо сказал тебе Бог неба и земли: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притч 19:17), и как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40), и в псалме: Добрый человек милует и взаймы дает (Пс 111:5)? И когда в ангельском собрании удостоишься ты предстать пред трибуналом вечного Судии, со спокойною и верной совестью сможешь сказать: “Дай мне, Господи, то, что дал я: помилуй меня, ибо помиловал я сам”».

Эту тему затрагивал Моисей

Справедливо будет процитировать Второзаконие:

(Второзаконие 15.7–8)

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…»


Однако в данном случае стоит осторожно относиться к цитате. Сам фрагмент выхвачен из контекста и является практическими рекомендациями для конкретной культуры и времени. Велико искушение усилить им прочие высказывания Библии, но здесь есть тесная привязка к соблюдению субботы и прочим иудейским принципам. Здесь лучше ограничиться цитатой и не приписывать великому пророку лишнего.

В Евангелии от Луки сказано «Давайте, и дастся вам»

В Евангелии от Луки читаем:

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

Очень глубокий комментарий на этот отрывок написал блаженный Феофилакт Болгарский:

«Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам «тою же» мерой, но “такою же”. Если бы Он сказал: «тою же мерою», тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: “такою же”, Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это – такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными».

Апостол Павел тоже касался этой темы

О щедрости апостол Павел решил поговорить во Втором послании к Коринфянам:

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

Святитель Иоанн Златоуст написал к этому фрагменту такой комментарий:

«Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь – время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки».