Строим своими руками

Проводы казаков и встреча их со службы. Казачьи обряды

Проводы казаков на военную службу

В XVI в. для того чтобы организовать поход достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «– Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море, аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями; на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей, или в Сибирь пушных зверей пострелять!..»(1).

Обращает на себя внимание символика Круга, который собирается на майдане, обозначение центральной зоны, бросанием шапки, а также ритуальное обнажение головы, показывающее важность сообщаемого. После того, как собирались охотники, казаки служили молебен в ближайшей церкви-капличке, и обсуждали условия похода.
К началу ХХ столетия, обряд претерпел ряд изменений. Сохранившийся у казаков-некрасовцев обряд жеребьевки «кому идти на службу» предполагал каждому казаку по очереди подходить к атаману и старикам с поклоном, класть у ног атамана шапку, к которой была прикреплена карточка с его именем. Старики смешивали палками шапки, после чего есаул отбирал нужное число. Потом зачитывались имена, составлялся список. А в завершении всего атаман вызывал казаков, включенных в списки, и отдавал им шапки(1).
Перед уходом казака на действительную службу в доме собирались родные и близкие, приезжали даже из отдаленных хуторов. Сроки проводов не регламентировались. «Гуляли по карману», т.е. размах застолья и его продолжительность определялись достатком хозяев. В целом проводы длились не более 2-3 дней. На некоторых хуторах в первый день прощания участвовали лишь родственники, а на второй день собирались соседи, знакомые. Уходящего на службу сажали в «святой угол», провожающие говорили ему напутственные слова, пели военные песни, стреляли. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых(1).
Распространено было брать в поход частицу родной земли. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных (на худой конец – просто в саду или возле дома). Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Важным моментом проводов было благословение. Этот обряд совершался перед тем, как казак должен был покинуть дом. В нем принимали участие лишь самые близкие родственники. Уходящий на службу становился на колени, отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жинёнки своей молодой». После этого казаку давали иконку, которая носилась на шее в вышитом мешочке.
Вообще среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли(1). Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. Затем прощались с отцом и матерью, а потом с женой. При выходе из дома кто-либо из родных – чаще всего жена, а если ее не было – отец, брали коня под уздцы. Казаку подавали оружие. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то», либо в воротах казак с коня стрелял вниз, а затем выезжал на улицу.
Выход казака из «своего» мира в «чужой», сопровождался охранительной магией. По сообщению С. В. Черницына, у некрасовцев общинный характер проводов вытеснился семейным. После трапезы отец говорил: «Церковный начал положи, со всеми нашими прощайся». Читалась молитва, уходящий на службу целовал всех. После чего говорил матери: «Непитой воды положи». Для этого бралась заранее приготовленная вода из колодца, к которой никто не прикасался, и мать, читая молитву («Отче наш»), «посевала крест»: делая рукой крестообразное движение, рассыпала по поверхности воды соль. Освещенная подобным образом вода, выплескивалась за ворота так, чтобы мокрая полоса пересекла черту, разделяющую подворье и улицу. После этого следовало благословение и напутствие: «Господи! Свороти, чтобы вернулся назад сын!» . Обращает на себя внимание не только структура обряда (трапеза – благословение – выход из дома), но и семантика действий. Прохождение уходящего по мокрой полосе, по мнению С. Черницына, маркирует переход человека из «своего», защищенного пространства в «чужое», внешнее, незащищенное. «Непитая вода» должна нейтрализовать действие потусторонних сил, воплощением которых является пыль. Подобный обряд входит в одну смысловую группу с такими действиями, как выплескивание воды вслед уходящему, либо выпивание алкогольных напитков (пить на дорожку, на посошок, пить стремянную).
На наш взгляд, уход из мира Порядка в хаотичный мир символизируется еще и движением уходящего по воде, реке, которая является путь-дорожкой на тот свет. Соль и христианская символика должны оградить его в пути, цель же пути – привнесение порядка в мир хаоса.
После выезда за ворота проводы проходили по-разному. Если на хуторе или станице была церковь, казаки собирались там, служили молебен, а затем и провожающие и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли из станицы (впереди священнослужители). В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шел спешенный, в других – ехал, а коня вели жена или отец. При этом оружие – пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В хуторе Вислый Семикаракорского района жена вела коня по улице, а казак вприсядку проходил до самого конца улицы. Обычно провожающие доходили до какого-либо условного рубежа – конец хутора, выгон, переправа через реку и т.д., где прощались окончательно. При этом на краю хутора расставлялись столы и угощение; уходящие казаки демонстрировали удаль перед собравшимися, джигитовали. Мужчины пели военные песни. Иногда, проводы, а позже и встречи казаков осуществлялись на сборных местах(2).
По описаниям М. Чайковского (Садык-паши) у казаков-некрасовцев, уходящие на службу, вооруженные и на конях, проезжали перед атаманом и стариками и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы попечение перед Богом о моей грешной душе?». Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези нам военную честь и доброе казацкое имя». Если человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием, и он отъезжал. Все были уверены в его гибели, так как среди стариков не нашлось поручителя(2).
Заключительный акт проводов так же порой сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. Так, в станице Митякинской, казаки собирались у переправы, после традиционного угощения переправлялись на другой берег. Один из казаков стрелял в воздух, бросал ружье, и все по этому сигналу пускались вскачь. Интересно, что по рассказам Ф. Крюкова, в день проводов казаки стреляли в землю из старого, дедовского оружия, а во время проводов случались и кулачные потасовки.
Уходя в степи, казаки отрекались от семьи по слову Иисуса Христа «нет никого, кто оставил бы братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов и братьев и сестер и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем жизни вечной»(2).
Уход казака в поход сопровождался молебном. В походе или поиске казаки не брали с собой никаких хмельных напитков, всякий одевался в старую ветошь, чтобы неприятелю нечем было с них поживиться. Оружие также имело бедную наружность, «на ясном железе глаз играет» говорили донцы. Походы у казаков бывают морские, сухопутные, конные и пешие, дневные и ночные(2).
По старинному обычаю, казаки оказывают почёт станичникам своим при отправлении их на полевую службу и по приходе из оной. Всё общество станицы провожает и встречает воинов, так сказать, парадно: слушает вместе с ними молебен и представляет им хлеб-соль, с обычными приветами. Казаки, возвратившиеся со службы, особенно в значительном числе из одной станицы, справляют от себя знамя из цветной материи с изображением святого, жертвуют оное станице на память о своем возвращении. Таковые знамёна освящаются и хранятся в церквах каждой станицы.
На фото Проводы фото. Болдырева
На фото казаки хутора Вислый в центре Ермаков, погиб под Царицыным.

1. Черницын С.В. Ритуал проводов на военную службу у майносских некрасовцев XIX-нач. ХХ вв.// Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С.220.

Учебные цели:

1. Дать представления о сущности и содержания праздников и обрядов казаков;

2. Повторить основные календарные и обрядовые праздники;

3. Ознакомить студентов с методиками проведения обрядов и их практического использования в профессиональной деятельности.

4. Сформировать задание для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной работы:

1. Дайте понятие определению понятию обрядовые праздники;

2. Перечислить старинные обрядовые праздники;

3. Опишите современные обрядовые праздники;

4. Опишите технологию проведения свадебного обряда;

5. Отличие современного погребального обряда от старинного.

Введение:

Жизнедеятельность каждого человека и любого общества на всём протяжении и существования дискретна и циклична. «Трудовые будни» чередуются отдыхом и сменяются празднично обрядовым временем. Несмотря на очевидную количественную диспропорцию между утилитарно-прагматической деятельностью, отдыхом и ритуально-обрядовой практикой, по крайне мере в современных обществах, обряды и ритуалы столь же значимы для социума, этноса, как производство средств существования (пищи, одежды, орудий труда, техники и т.п.). Более того, многие из них прямо или косвенно связаны и с производственной деятельностью, и с отдыхом.

А.К. Байбурин, обобщая и развивая идеи антропологов, социологов, этнографов, занимающихся изучением сути этого явления выделил четыре основных функции обряда:

Функция соиализации: подготовка индивида, группы, через воспитание определённых качеств и передача знаний, необходимых к жизни в обществе.

Интегрирующая (объединительная) функция, благодаря которой регулярно обновляются социокультурные связи в обществе, осознаётся взаимозависимость членов общества и формируется чувство единства, общности, солидарности.

Функция воспроизводства социокультурного опыта (традиций, знаний, системы ценностей).

Психотерапевтическая функция. Устойчивость, ритмичность, сменяемость ритмов жизнедеятельности, восстановление и обновление солидарности, традиций, системы ценностей, причастности индивида, группы к этому процессу через участие и сопереживание порождали чувства стабильности, уверенности в будущем, целесообразности жизни, нужности индивида и, в конечном итоге, формировали атмосферу комфорта.



Эти и другие функции присущи всем трём типам обрядов: окказиональным (связанным с незапрограммированными событиями: болезнь, война, засуха и т.п.), жизненного круга/цикла (связанным с рождением, браком, смертью и т.д.), и календарного круга/цикла (годовые праздники и обряды: Рождество, Новый год и т.д.). Однако календарная обрядность анимает особое место в этой системе. Имеено она, в большей степени чем другие, выполняет функцию интерграции общества и воспроизводства социокультурного опыта.

Во-первых, основные ритуалы главных годовых обрядов и праздников являются всеобщими и общественно, а не индивидуально, значимыми: в них, в идеале, в том или ином качестве принимают участие все поло-возрастные группы (дети-взрослые, мужчины-женщины), они проводятся публично и предназначены для общества в целом. Во-вторых, они связаны с фундаментальными проблемами, к числу которых относится гармонизация отношений между индивидом (семьёй), обществом и природой, индивидом и Творцом. В конечном итоге они, в первую очередь, направлены на воспроизводство духовных, а затем уже материальных ценностей. В них наиболее полно проявляется модель мира, его видение, её реальная проекции: какие есть и какими должны быть человек, общество, жизнь.

Помимо этого, главные календарные праздники и обряды представляют собой сложные знаково-символичные «тексты», в которых используются самые разнообразные выразительные средства (слово, действие, цвет, число, музыка, предметные символы и т.д.), и, как следствие, различные художественные тексты (песня, танец, театрализованные действия и т.п.). С художественной стороны связана ещё одна функция – эстетическая. По сути, календарные праздники и обряды, наряду с обрядами жизненного круга и легендарно-мифологической, (исторической) компонентной, и составляют опорные структурные единицы любой традиционной культуры.

В этом видится теоретическое и практическое, научное и прикладное значение этого блока традиционной культуры.

Традиционная культура подавляющего большинства этносов не является унифицированной на всём пространстве, занимаемом народом. Обитание в различных природно-климатических условиях, разнообразие хозяйственной деятельности, миграции и контакты с другими народами и культурными, способствуют формированию культурных диалектов, региональных особенностей, которые в различной степени проявляются во всех блоках культуры, в том числе в календарных праздниках и обрядах. В результате действия этих причин и процессов в культуре этноса образуются региональные особенности.

К числу локальных традиций относится культура казаков.

  1. Праздники казачества

Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений.

Что такое праздник?

Предлагается несколько вариантов:

1. День торжества, установленный в честь какого-либо выдающегося события.

2. День, особо отмечаемый церковью.

3. Просто выходной или нерабочий день.

4. День радости.

А теперь я перечислю все светские праздники, отмечаемые у нас в России:
Праздники
Государственные:
Церковные
Семейные

ü Как вы думаете, какие праздники - светские или церковные, имеют отношения к казачьим праздникам?

Рождество.

Особо любимыми, как в народе, так и в казачестве были рождественские праздники.

Россияне, в том числе и казаки, праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова (7 января) и продолжались почти две надели до Крещения Господня(19 января).

К празднованию Рождества Христова верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посту.

День Рождества Христова еще назывался сочельником, т.к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять в пищу сочиво (пшеницу с медом, или послащенной сахаром – «кутья»).

По всей России в сочельник не ели до первой звезды, но подготовка к этому празднику немного отличалась, друг от друга, согласно тем обычаям, которые бытовали в данной местности.

У нас, на Северном Кавказе, в канун великого праздника, в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С появлением первой звезды на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Масленица.


Масленица относится к переходящим праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой.

Название « Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

Празднование Масленицы приурочилось ко дню весеннего равноденствия. Ритуалы, которые проводились в то время, были направлены на изгнание зимы и встречу весны.

«Масленицу», выполненную из сена или соломы нарядно украшенную, одетую в русский женский костюм сжигали на главной площади под песни и пляски жителей станицы.

Главные празднования, проводимые казаками на Масленой недели проходили с четверга по воскресенье.

Казаки нарядно одевались и участвовали в праздничных гуляньях: катание с ледяных горок, в кулачных боях.

Биться могли друг с другом жители близ лежащих станиц, противополржных концов большой станицы. К бою готовились серьезно: парились в банях, ели хлеб и мясо- в нарушение предпостного запрета,- потомучто верели, что они придавали силу и смелость.

Пасха.

Начинается подготовка к празднику Пасхе с Великого поста .

Ведь именно он - период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название.

Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная.

После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками.

Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу. Красили яйца, пекли пасху, жарили поросенка.


Яйца красили в разные цвета :

красный – кровь


желтый – солнце

голубой - небо, вода


зеленый - трава, растительность


В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки».

Обрядовый хлеб пасха, был настоящим произведением искусства.

Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

По преданию наших предков :

пасха - это дерево жизни,

поросенок - символ плодородия,

яйцо - начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым.

Разговлялись яйцом и пасхой. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели.

Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. Казаки к предкам всегда относились с глубоким почтением.

В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Иван Купало.


В середине июня солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму, и дни начинают убывать.

День этот наступает 24 июня и называют его Иванов день . Само слово «купало » созвучно слову « купать »- погружать в воду.

По традиции этот праздник связан с обрядом массового купания в реке и росистой траве.

Казаки считали, что в ночь на святого Ивана, самую короткую в году, совершаются главные чудеса.

В это время не выпускали лошадей в поле.

На окна клали жгучую траву, которая не пускает нечистую силу в избу.

По поверьям, в эту ночь нельзя спать, потому что нечистая сила совершенно распоясывается.

Казаки в эту ночь разжигали костер, купались в реках и источниках. Считалось, что вода в эту ночь имеет такую же силу, как и огонь, избавляя от всего злого, вредного, нечистого.

Казачья молодежь в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь.


Именно в этот день надо было запасаться лечебными растениями. Растения должны быть сорваны на заре Иванова дня - прежде, чем обсохнет роса.

Многие в этот день искали заветный цветок папоротника, по преданию, цветет только один раз в году – именно в эту летнюю ночь накануне Ивана Купалы. Считалось, что если увидишь его, то любое желание исполнится.


Таким образом, основными праздниками, отмечающимися казачеством являются календарные церковные праздники.

Основу морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей.

Родители приучали своих детей к соблюдению их. Но главной заповедью было: крепи веру православную, ходи в церковь, очищай душу свою от грехов через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

  1. Обряды казаков

Обря́д - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

У казаков бытовали различные обряды: свадебный, родильный, крестины, поминальный, проводы на службу.

Свадебный обряд.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами.

В разное время они у казаков проводились по-разному.

В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы.

В более ранний период (три века назад) они проходили упрощенным порядком.

Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: - "Ты, Федосья будь мне жана”, "Ты Иван Семенович, будь мне муж”. После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.


Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба.

Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет.

Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября или Пасхальных праздников - на Красную Горку).
Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству.

Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами.


После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам.

Сватовство.


В каждом казачьем войске были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

У терцев был такой обычай: на глазах у понравившейся девушке, казак бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом и матерью свататься.

Театральная сценка:

Гости говорили: - Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили?

- Находили, находили… - отвечает отец невесты,

- вон повесили, нехай возьмёт и больше не теряет.

Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против.

На это сват мог возразить: - вещь не наша, мы свою искать станем.

И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть.

Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: - Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас!

Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя.

Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это собственные фантазии неудачливого жениха.

- Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец сыну.

- Ну вот! – Радостно говорил отец невесты.

– Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Такие нынче пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!


При хорошем раскладе гостей просили раздеться, на стол ставилась закуска, спиртное. За едой происходила беседа в которой договаривались о смотринах, но уже в курене жениха.

Смотрины.


Примерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя.

Если гости довольны, им предлагается называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько.

Свекор приглашает их словами: Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол.

Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой.

-Ну а теперь можно и сваточками зваться, - говорит невестин отец.
Здесь же уговариваются когда быть сводам.


Своды.



Во время сводов девчата - подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью.


Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг.

Приглашают жениха со словами: « А что угадаешь, кого и где искать?”.

Жених идет в комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты.

Родители спрашивают детей согласия на брак.

Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны».

Затем отцы жениха и невесты бьют друг друга по рукам. Все садятся за стол, угощаются и договариваются о дне свадьбы.

С этого времени девушка считается «пропитой невестою».

После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги.

На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры.

На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших, наказывали различными способами.

Нередко, спящим, на спину верхней одежды пришивали старую тряпку, а утром их «заботливо» одевали, да так, чтобы они не заметили этого подвоха.

Идя по станице с пришитым «товаром», молодой казак не представлял, что в станице уже все знают о том, где он был и за что наказан.

Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты (выполненные и красочно украшенные рушники и покрывала самой невестой).

Свадьба.


В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого.

Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой.

Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь.


После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие.


Затем сваха приступает к повиванию - "обрезанию косы”.
Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу.

Дружок в этот момент говорит: "Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим”. И дает несколько копеек.

"Нет этого мало”- говорит брат. Торг длится до тех пор, пока брат не будет доволен.

Затем сваха заплетает две косы и гости опять поздравляют молодых.


В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками.

Нередко можно было услышать напутствия: "дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро”.
Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления.

По окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение.

Затем вся процессия направлялась к дому жениха.

На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные.

Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем угощались хлебом.

Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья.

Затем молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх.
Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности.

После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривание их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил от души, что мог, в зависимости от своего материального положения.

Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем. Это было намеком на продолжительный поцелуй.

Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним вечером отправляли в их комнату, где молодым предстояло провести брачную ночь. В ней ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их.

Второй день свадьбы начинался с завтрака - молодая жена приглашала всех гостей за стол.
Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д.
После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили.
Затем все гости шли к родителям жены.

Участники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду.
Среди них было немало "цыган”, которые приставали к прохожим с предложением "погадать", нередко заходили во дворы "воровать" кур.


В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-ЗОО рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы.

Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки отправлялись в походы, перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви.

Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи.

Потом все выходили на площадь, где были приготовлены прощальные угощения - мед и вино.

В XIX в. в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на площади, улице, а в доме служивого.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами:

«Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке - Царю, как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом:

«Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, - обращался к жене, - жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!"


По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.


Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи.

Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя.

Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей.

Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Поминальный обряд.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Старики готовили себя к смерти, но встретить ее спокойно мог только тот, кто достойно жил, стремился не делать зла и кто не был одиноким, имел родных.

По народному пониманию, чем больше грехов, тем труднее умирать.

Хоронили казаки по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин.

На покойника одевали только новую одежду. Нательное белье шилось руками.

Умершую в девичьи года девушку-казачку несли на кладбище только девушки, а не женщины и тем более не мужчины. Так отдавалась дань уважения целомудрию и непорочности.

Покойника несли на кладбище на руках, гроб покрывали темным покрывалом, а девицы - белым.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.

Могилы копались глубокие. Сбоку от могилы выкапывалась ниша. Туда и устанавливали гроб.

Священник отпевал покойника дома и на кладбище. Хоронили на третий день.

После обязательно устраивали поминки: в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти.

Если человек умирал в пост, то готовили постную поминальную еду: варили уху или суп с рыбы. Делали котлеты из рыбы, пекли пирожки с постной начинкой, подавали чай и компот. Обязательно варили кутью (отваренный рис с медом или изюмом).

Если человек умирал в обычное время, то готовили домашнюю лапшу из курицы или борщ с мясом, варили яйца, делали котлеты мясные, пекли пирожки с мясом и повидлом. Подавали также компот или чай.

Всех, кто был на кладбище, приглашали на обед.

Все входящие во двор обязательно мыли руки за калиткой. На обеде ели только ложками (деревянными), вилок не подавали.

Родильный обряд.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.

Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы.

Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

По истечению сорока дней ребенка носили в церковь для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком.

Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину.

Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Обряд крещения.


Прежде совершения таинства крещения должно было быть наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединению через крещение к святой церкви.
Во время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его и сделать его членом церкви и наследником вечного блаженства. Крещеный же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа Веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.


Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его произносят, от его лица, крестный отец и крестная мать. Которые обязуются научить его христианской вере.

Затем священник молит Господа освятить воду в купели и отогнать от нее дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни, и при этом он трижды делает в воде знамения: крест, сначала своей рукой, а потом, освященный елеем, которым он помазывает крещаемого в знак милости Божьей к нему.

После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося «крещается раб Божий» (при этом упоминает его имя) «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь».

На крещеного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты после крещения, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещеного святым миром, делая на нем знак креста на разных частях тела с произнесением слов печать (т.е. знак) дара Духа Святого. В это время незримо подаются крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.
Чело или лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всякого поведения.

Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и крестным отцом и матерью кругом купели есть знак торжества и радости духовной.

Горящие свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.
День крещения для родителей младенца, его родных и близких является величайшей радостью, отмечается застольем, радостными пожеланиями и подарками.
Примечание: крестным отцом и матерью не могут быть некрещеные, с порочными недостатками в жизни, поведением, поступками, и легкими взглядами на жизнь.

Таким образом, хотелось бы Вам напомнить, что мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знаем свою историю, праздники и обряды, гордится своими казачьими корнями.

Спасибо за внимание!!!

Проводы на службу у кубанских и донских казаков
Обряд проводов казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. Обряд проводов в армию был одним из самых важных в духовной культуре казаков. Оп принципиально отличался от других обрядов жизненного цикла - родильно-крестинных, свадебных, погребальных. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. За некоторое время до отправления на службу новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.
Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.
За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу».
«Вечер»! «обед»! «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась вечером этого дня. Проводы устраивались в доме новобранца. Собиралась вся семья казака, приходили гости. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сейчас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка- площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». И как пашел он, привел усю Брешку». Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Приглашенные девушки украшали провожаемого казака, обычно прикалывая ему к одежде цветы, либо повязывая рушник(полотенце). Этим, уходящего на службу как-бы выделяли из всех остальных. Новобранца перевязывали лентами (красными), девушки цепляли ему на грудь цветочки (в основном розы) или платки. «давали раньше платочки, насочки, давали кисеты дивчата. Инициалы были и имя какое. Шёлк такой красивый и эта такая красивая сумачка, сшита ана, и там тисёмачка такая заложина. Табак ж туда насыпался». (Хомякова Евдокия даниловна, Зимовниковский р-н) За столом, провожаемый казак сидел в Святом углу, между отцом и матерью. Накрывался стол, гости ели, пили, а также пели песни и вели разговоры о былых победах и примерах воинской доблести. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина, в ответ пришедшие дарили подарки: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания - благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра». Беседы прерывались песнями. Песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Наиболее широко распространенные, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух на лужок» и др. Гуляли до утра, либо утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Пили «на-посошек». Затем, выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Важным моментом проводов было благословение. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону. Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жиненки своей молодой». Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну образок: «Вешалы образок, и даже вроде этат заговарывалы ат пули», чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира... и лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет щасте». Мать вешала на шею сыну узелок с родной землей. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных, просто в саду или возле дома. Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Это действие считалось самым важным на проводах. Часто вручали особый оберег. В качестве оберега, мать казака зашивала в воротник или в шапку молитву «Отче наш». Обычными были различные заговоры и обереги, читаемые казаку, например, молитва при набеге, молитва от ружья, от боя, от пули и т.д. Михаил Шолохов в романе «Тихий дон» дает такой пример молитвы от ружья: «Господи, благослови. Лежит камень на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и вконя моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен.... Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь».
Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, обращался к жене, жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!” Получив благословение, казак выходил на двор. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. При выходе из дома кто-либо из родных - чаще всего жена, а если ее не было - отец, брали коня под уздцы. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь заржет, то его хозяин со службы не вернется. На улице казак кланялся на четыре стороны и садился на коня. Здесь казаку подавали оружие, подносилась рюмка-«стремянная». Женатый казак сидя на коне подавал жене, либо одевал на нее сам черную шаль - «печальник». Этот головной убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то» - обычно расстилаемый, либо просто повязываемый на ворота рушник. Далее казак ехал к церкви. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора. В церкви со всеми провожаемыми служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака. При этом оружие - пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В большинстве станиц, место прощания новобранцев с родными имело и свой топоним: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о це тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «и вот туды, нона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, да Урупу праважали». На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение». Заключительный акт проводов так же сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. После прощания и угощения, казаки садились на коней, строились, один из казаков стрелял в воздух и все по этому сигналу пускались вскачь.
Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где служили благодарственный молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.

Важным обрядом были проводы казаков и встреча их со службы. Этот обряд создали военная жизнь казаков и военное воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в XVII в., когда казаки собирались в сухопутные или морские походы за "зипунами" , перед отправлением весь народ собирался около часовни или церкви. Вместе с походным атаманом и Войском слушали обедню, молили Николая Угодника о покровительстве и помощи. Потом все выходили на площадь, где были приготовлены мёд и вино, пили прощальный ковш, провожали походное войско до судов. На берегу еще запевали взаимное прощание и оставались до тех пор, пока лодки не терялись из виду.

Если поход был удачен, день возвращения казаков праздновался с особенным торжеством. Все население стекалось на берег Дона. Победители, одетые в лучшие одежды, с распущенными знаменами, с песнями при звуках литавр, торжественно проплывали мимо стоявшей толпы, приветствуя родные берега пушечными и ружейными выстрелами.

В XIX веке в обряде происходят изменения. Поскольку казаки теперь живут семьями, основные действия происходят не на берегу Дона, площади, улице, а в доме служивого. Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: "Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили".

По обычаю все казаки, уходившие на службу, собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: "Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, - обращался к жене, - жди меня, быть может, Бог даст - вернусь!"

Если проводы казака были связаны с грустью и печалью расставания, то встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей. (Приложение 3)

Воронин В.В.

Проводы казака на службу в кубанской традиции

Военная служба казака всегда рассматривалась какоснова его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского, взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой. В первую очередь это проводы казака на службу.

Обряд перехода — проводы казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий (в первую очередь — многократная повторяемость обряда в течении жизни казака), на которые указывала М.А.Рыблова при исследовании данной темы у верхнедонских казаков . Эти же отличии характерны и длякубанской казачьей традиции.

Необходимо отметить, что, несмотря на важную рольобрядов перехода из мира гражданского в войсковой в кубанскойказачьей культуре, исследовательский интерес к этой теме весьма скромен. Существует лишь несколько публикаций, в которых можно найти фрагментарное либо поверхностное описание проводов у кубанских казаков. В связи с этим, большое значение имеютвоспоминаний Ивана Приймы , в которых есть подробное описание обряда, основанное на личном участии автора — казака ст.Ахтанизовской. Неосвещенность в научной литературе, в работе компенсируется полевыми материалами, собранными в ходеработы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции.Помимо ограниченного количества источников, необходимо отметить широкую вариативность самого обряда, его зависимость от локальной традиции, статуса казака, семейного положения,и др.

За некоторое время до ухода на службу, молодой казак освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы . Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки. Кстати, в советское послевоенное время, информанты отмечали, что внешний вид новобранца был полной противоположностью по сравнению с досоветским периодом: латанная, старая, ношеная одежда и такая же обувь.

При упоминании проводов, информаторы нередко употреблялилексему «выряжать»: «Выряжать на службу» — то есть не только подготавливать «справу», но и провожать на службу казака - «Выряжалы за ворота козака». Кстати, в украинском языке «выряжать» — обозначает «одевать».

Собранное снаряжение было довольно таки объемным, поэтому оно в походных сундуках нередко заранее отправлялось на подводах к пункту сбора того или иного отдела. Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.

Примерно за день до назначенной даты проводов,утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление.Молодые казаки покупали в храме «охресты» , которые хранились в станичной церкви до их возвращения со службы .

Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма.Для этого из храма выносили «святости» — хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна, «примечали», какая судьба ждет казака - если конь стоит, опустив голову во время церковной службы - казак домой не вернется . После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов, проводылы на службу» .

«Вечер»/ «обед»/ «празнык» / «гулянка»/ «проводы» — проводилась либо вечером этого дня, либо на следующий. Часто на проводы не приглашали, люди приходили сами. В других случаях новобранец сам лично ходил по станице и приглашал станичников. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты. В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной» . В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он пашел, у нас тут называлась, вот сечас где ДК стаит, тада ево не было, а вот хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка - площадь. Гуляли вся маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А, нет». […] И как пашел он, привел усю Брёшку» . Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Уже за столом, крестная мать перевязывала его крест накрест рушником. Перевязывать полотенцами могли и так: «Перехвачивалы [полотенцами] одын раз крестный батько, одын раз - ридный» . Девушки прикалывали булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, либо перевязывали ему руки/правую руку. При этом первый платочек/цветок повязывала/прикалывала невеста новобранца, и дарила ему вышитый кисет для табака. Замужние женщины, также могли повязывать, но не платочки, а полотенца: «Подруги девушки платочки цепляли, перевязывали руки, а дамочки и другие гости - рушники такие хорошие. Навяжут аш жарко» ; «Выделяли ево - шоб все знали» . На головной убор - папаху - прикалывали бумажный цветок или красную ленту . После угощения, молодежь расходилась, а за столом оставались взрослые.

Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом, неженатый казак сидел в святом углу, между отцом и матерью. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий должен был каждому поднести стакан водки и вина: «Угощаемые мною гости высказывали мне свои добрые пожелания - благополучной дороги, успешной службы и счастливого возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого своего добра» . Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах.Беседы прерывались песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Тем не менее, на Кубани выделилась группа песен,приуроченныхименно к проводам. Наиболее широко распространенные, которые встречаются и на территориях других казачьих войск, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух ва лужок», «Як сидив кочет на воротах», «Ой там пры далыни там жила вдова», «Прощай станыця, горад Кавказ» и др.

Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было» . Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик: «Вешалы крест, и даже вроде этат крест заговарывалы ат пули» , или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути, Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными» , — а отец давал наказ: «Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира… и свово, лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, — наказ давал, — это тебе будет щасте» , и вручал узелок с родной землей .Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета» .

В некоторых станицах, уже после благословения, казак возвращался в дом за умышленно оставленной вещью. Хотя в обычной жизни, возвращение рассматривается как неблагоприятное для будущих дел явление, то в данном случае считалось, чтоэто поспособствует его возвращению со службы. При этом, выходил новобранец из дома спиной вперед — поочередно закрывая двери из комнат в «колидор», из «колидора» во двор. Дом новобранец должен был сам закрыть на замок, а ключ отдать родителям .

Важным этапом считался выход со двора. Казак должен был выйти только через ворота, при этом некоторые информаторы отмечают, что на воротах простилали рушник . Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. Неженатому казаку коня могли выводитьи невестка, сестра, младший брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела» ; «А оце сэстры нэ було, так коня выводыла нэвистка» . В момент, когда выводили коня, следили за его поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ» ; если коньзаржет, то его хозяин со службы не вернется.

На улице казак кланялся на четыре стороны. Женатый казак садился на коня и сидя в седле, одевал жене черную шаль - «печальник». Этот головной уборженщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа: «Шаль, если сын погиб, уже запрещали носить невестке» . К площади, где собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора.

На площади собирались новобранцы и провожающие. Здесь могли вновь провести молебен. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу. В большинстве станиц, данный локус имел и свой топоним, в названии которого прослеживается связь с исследуемым ритуалом: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб (ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост через реку, камень, сад: «И о цэ тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца» ; «Вот там речка бежит, за речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы» ; «И вот туды, вона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, па Урупу праважали» .

На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение» .

В качестве оберега,моглииспользоватьземлю, которую казак долженбыл взять на границе станичного юрта — «обжитого», «человеческого», «своего» с «чужим», «неосвоенным» пространством, а затемзасыпать ее себе за воротник: «родная земля сохранит тебя от погибели и приведет живым туда, откуда она взята» . Другими оберегами считалисьгадючья кожа зашитая в казачий пояс , различные молитвы зашитые в одежду, папаху.

В советский период многие элементы обряда проводов на службу сохранялись и сохраняются сегодня (например, повязывание/прикалывание платочков, благословение родителей, обед, одевание крестика и др.). Объяснением тому могут служить слова информантов: «С салдатом всему веришь, хоть бы отслужил. Паэтому делали все» .


Кубанская фольклорно-этнографическая экспедиция (далее КФЭЭ)-1995. Аудиокассета (далее А/К) №812.Краснодарский край, Северский район, ст.Калужская. Информант (далее инф-нт): Павленко И.С. (1907 г.р.)

КФЭЭ-1998. А/К №1568. Карачаево-Черкесская Республика (далее КЧР), Зеленчукский район. ст.Исправная. Инф-нт: Танцурина И.А. (1917 г.р.).

КФЭЭ-1997. А/К № 1323. Краснодарский край, Курганинский район, ст.Родниковская. Инф-нт: Быченко М.П. (1907 г.р.).

КФЭЭ-2003. А/К №2986. Краснодарский край. Павловский район, ст.Незамаевская. Инф-т: Павловский А.Ф (1913 г.р.), Бондарчук Н.П. (1935 г.р.).

КФЭЭ-1995. А/К №730 Краснодарский край, Славянский район, ст.Петровская. Инф-нт: Карпенко С.И. (1918 г.р.) .